kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система Карла Орфа для дошкольников. Ознакомление с Орф-педагогикой ее задачами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности»

Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности

30.08.2021

«Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности с воспитанниками дошкольного возраста»

Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение  Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.

 План:

1. Орф-педагогика.

2. Логоритмика.

3. Практические упражнения.

       Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики. Очень актуально сегодня сделать ссылку на то, что орф-подход, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Конечно, это        -как рекомендация, пожелание приобщать детей к творчеству, музицированию, что очень помогает в развитии детской инициативности и самостоятельности на музыкальных занятиях. Поэтому, давая своим коллегам современные инновации в виде мастер-класса, тем самым я предлагаю новые идеи для работы.

При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа профессионалам огромное значение, помимо теоретических знаний в музыке, имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов. Обучение  детей по системе Карла Орфа берет свое начало в Орф-Шульверке – это одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. Она включает в себя идеи спонтанного, творческого музицирововния и использует инструментарий Орфа.

    Главный принцип этой педагогики — «учимсяделая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.

    В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

   Карлом Орфом  и его единомышленник были  разработаны  специальные ударные инструменты  для детей, а также создан сборник «Шульверк»  («Музыка для детей»,  который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые  штабпили) мелодические ударные  инструменты с деревянными или металлическими пластинками  (различного размера ксилофоны, металлофоны,  глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр,  двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.

   Приобщение к музыке наиболее  естественно происходит в активных формах совместного  музицирования  (игра  на  музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять  фундамент для музыкального воспитания детей  дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Орф-педагогика – это:

• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.

• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.

• Соединение музыки, движения, слова, рисунка

• Приоритетное воспитание чувства ритма.

• От простого – к сложному.

• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.

• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.

• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.

• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.

• Материал разных культур, эпох.

• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.

Задачи Орф-занятий:

- научиться играть и петь;

- лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);

- понять определенные закономерности музыки;

- тренироваться в концентрации внимания;

- улучшать память;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- учиться абстрактно мыслить;

- узнавать разные эмоции;

- общаться с другими детьми.

   Из чего состоит занятие?

- движение и танец (традиционный и художественный);

- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

- пение;

- речь (Орф-подход переводит наше внимание  со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках  других культур, на выдуманном языке);

- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

 

             Какие инструменты используются на Орф-занятии?

- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка); ксилофоны; звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы). В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы. Также в этой работе целесообразно использование двигательных упражнений (логоритмики), в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2.Развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

В основе логоритмики лежит Орф-педагогика. Логоритмика состоит из следующих элементов:

• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);

• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.

• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;

• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Использование логоритмики на музыкальных занятиях.

 Применение речи в обучении музыке – одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (регистр, ритм, тембр, звуковысотный  рисунок (линия, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннего возраста. Базой для речевых игр служит, как правило ,детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы и т. д. Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические изложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении дошкольникам, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования. Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понижать содержательный смысл музыки.  В пособии представлены игры для детей от 4 до 7 лет, где используются имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.

    С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,по гладеньким листочкам,в ямку бух!».

   А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы ,и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует»  поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

    Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу

       Практические групповые упражнения

Игра «Давайте познакомимся»

1. Дети стоят по кругу, каждый прохлопывает свое имя, проговаривая

каждый слог.

Варианты:

1) Ребенок хлопает в ладоши соседа, называя свое имя.

2) В обратном направлении ребенок хлопает в ладоши соседа, называя его имя.

3) Ребенок хлопает в ладоши, называя свое имя, используя разную высоту голоса (громко, тихо, шепотом, «высоким» голосом, «низким» голосом, медленно, быстро и т. д.).

4) Прохлопывание своего имени, не проговаривая его.

Игра «Путешествие по зимнему лесу»»

Цели: развитие  фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания,  творческих способностей, коммуникативных навыков.

 Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки  (гремящие,  шуршащие, звенящие).

Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием  ритма по коленям:

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Санки скрипят!

Бубенчики звенят!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ветер шумит!

Дятел стучит!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Белка на ветке орешки всё грызёт!

Рыжая лисичка зайчишку стережёт!

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Скок-скок,

Скок-скок!

Ехали мы ехали, наконец доехали.

С горки – ух! В ямку бух!

Игра «Винни-Пух»

Идем вперед тирлим-бом-бом

И снег идет тирлим-бом-бом

Хоть нам совсем совсем не по дороге

Но только вот тирлим-бом-бом

Скажите от- тирлим-бом-бом

Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).

 

  Игра «Доброе утро»

Дети стоят в парах по кругу, лицом друг к другу. Исполняют песню

«Доброе утро». На строчку «Доброе утро» - хлопок перед собой, затем скрестно

хлопок с партнером – 2 раза. «Здравствуйте все» - хлопки двумя руками в

ладоши соседа.

Варианты:

а) Меняются местами, движения повторяются.

б) Переходят к следующей паре, движения повторяются.

в) Внутренний круг стоит или передвигается в

противоположную сторону, движения повторяются.

Игра «Меня зовут»

Дети стоят в парах, проговаривая следующий текст:

Меня – хлопок перед собой,

Зовут – хлопок по коленям

Та – хлопок перед собой,

Меня – хлопок перед собой

Зовут – хлопок по коленям

Ня – хлопок в ладоши товарища

Меня – хлопок перед собой

Зовут – хлопок по коленям

Та-ня – 2 хлопка в ладоши товарища.

Меня – хлопок перед собой

Зовут – хлопок по командам

Таня – один хлопок, а ладоши товарища

Варианты:

1) Произносит имя другой ребенок из пары.

2) Дети меняются партнерами.

3) Под музыку дети двигаются по залу, с окончанием музыки

находят себе пару. Игра повторяется.

Игра «Знакомство»

Педагог«Давайте познакомимся, меня зовут Светлана Васильевна».

Педагог играет на колокольчике. «А тебя?». Ребенок играет на колокольчике, и называют свое имя. Вместе повторяют несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут всех.

Варианты:

1) Педагог говорит и хлопает «Кто у нас Сережа». Названный

ребенок встает на одну ногу, все показывают на него пальцем,

локтем, коленом, головой и т. д.

2) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием

музыки останавливается около ребенка,спрашивает: «Как тебя

зовут?». Ребенок хлопает в ладоши свое имя.

3) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием

музыки останавливаются около ребенка, спрашивает «Как его

зовут?». Дети хлопают в ладоши имя ребенка.

4) Дети двигаются по залу, педагог называет чье-нибудь имя.

Все встают около этого ребенка.

Игра «Барабанщик»

Дети сидят в полукруге.

Один ребенок отстукивает ритм на барабане, дети в ладоши,

проговаривают потешку А.Барто:

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад,

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

Варианты:

1) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан.

2) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан, дети слабые

доли отстукивают шумящими инструментами (баночки с

крупой, «киндеры», шуршунчики и т. д.).

3) Дети играют на разных инструментах по подгруппам,

цепочкой.

4) Выкладывать ритм, уметь его произнести и сыграть.

Игра «Веселый оркестр»

Дети стоят по кругу, в руках шумящие инструменты (баночки с крупой,

коробочки из-под киндера-сюрприза, палочки, шуршунчики, ключики,

пуговицы и т. д.).

Дети озвучивают потешку «Андрей-воробей», отстукивая каждую долю

«шумелками».

Варианты:

1) По показу педагога потешку озвучивают определенные

инструменты по очереди.

2) Дети меняются инструментами, повторяется озвучивание.

3) Дети озвучивают потешку, отстукивая ритм шумелками по

полу, по коленям, по груди, друг об друга и т. д.

Игра в имена

Педагог прохлопывает ритм, дети отгадывают чье имя прозвучало.

Варианты:

1) Сыграть имя на музыкальных инструментах.

2) Отхлопать уменьшительное имя в ладоши.

3) Сыграть уменьшительное имя на музыкальных инструментах.

4) Прохлопать имя папы, мамы, сестры, брата.

Игра «Аты - баты, шли мышата».

Дети стоят в парах, проговаривают  потешку и отхлопывают ритм:

Аты – баты, шли мышата,

Аты – баты в магазин,

Аты – баты что купили,

Аты – баты апельсин.

Варианты:

1). Отхлопать ритм слов по принципу «вопрос – ответ».

2). Сыграть на музыкальных инструментах по принципу

«вопрос-ответ».

3) При повторе игры, начинает другой ребенок.

Игра «Цветы»

Волшебник превратил всех детей в цветы. Цветы тихо шепчут свои имена.

Варианты:

1). Ребенок ритмизует, прохлопывает и проговаривает название цветка.

2). Сыграть на ударном инструменте название цветка.

3) .Педагог прохлопывает название какого-либо цветка, ребенок

должен узнать свой цветок, прохлопать и проговорить.

4). Прохлопать название цветка и изобразить его в движении (придумать танцевальный элемент).

Игра «Мяч»

Все сидят кругом. Педагог подбрасывает мяч или теннисный шарик высоко вверх. Все стараются хлопать вместе с ударами мяча об пол. К кому он затем покатится, прохлопывает свое имя в ладоши и подбрасывает мяч.

Игра «Теремок».

Дети сидят по кругу,  перед  ними  музыкальные инструменты (барабаны, металлофоны, шумелки, трещотки, ложки и др.). Дети поют и играют на инструментах.

«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот пополю, полю, Сережа бежит. У дверей остановился и стучит Сережа: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?». При этом играет на инструменте. Заходит в круг – теремок. Игра повторяется, бежит следующий ребенок, играет на инструменте и поет«Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?». Первый ребенок отвечает, называет свое имя, прохлопывает в ладоши: «Я Сережа, а ты кто?». Второй ребенок«А я Таня». Играет на музыкальном инструменте и т. д. , пока все дети не окажутся в теремке. Игра заканчивается веселым оркестром под любую плясовую мелодию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Применение системы Карла Орфа в музыкальной деятельности

Автор: Стецко Анна Викторовнв

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства