Применение нейрогимнастики в работе с детьми с ЗПР и РАС.
Применение нейрогимнастики в работе с детьми с ЗПР и РАС.
Одной из современных технологий, применяемых в настоящее время в работе с детьми с ОВЗ, является нейрогимнастика. Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на активацию и синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга. Упражнения стимулируют развитие межполушарных связей, что влияет на когнитивные процессы: внимание, память, мышление, речь, а также на координацию движений и эмоциональную стабильность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение нейрогимнастики в работе с детьми с ЗПР и РАС.»
Применение нейрогимнастики в работе с детьми с ЗПР и РАС.
К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем постоянно растущеечисло детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. И этот печальный факт ставит задачу поиска эффективных технологий, методов, приёмов и форм профилактики для укрепления здоровья и эмоционального состояния детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одной из современных технологий, применяемых в настоящее время в работе с детьми с ОВЗ, является нейрогимнастика. «Гимнастика для мозга» — это вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, аутизм, умственная отсталость и другие.
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на активацию и синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга. Упражнения стимулируют развитие межполушарных связей, что влияет на когнитивные процессы: внимание, память, мышление, речь, а также на координацию движений и эмоциональную стабильность. Также такой вид гимнастики полезен нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности образования впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т. П. Хризман выделила научное направление — нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, модернизировать систему образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.
В начале 90-х гг. Американскими психологами Полом и Гейл Деннисон была разработана программа нейрогимнастики. «Гимнастика мозга» - комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических упражнений. Данные упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум». Сам доктор Деннисон поздно начал говорить и до десяти лет не умел читать. Позже он заметил, что определённые двигательные упражнения влияют на развитие организма и посвятил свою жизнь разработки программы «Гимнастика мозга».
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Формирование мозга начинается ещё в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причём мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребёнка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих этапов запускает механизм активного развития участков мозга.
Для понимания механизма работы этой гимнастики нам необходимо вспомнить, как работает наш мозг. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействиемежду двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.
Правое полушарие отвечает за:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за :
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. В случае, когда происходит неправильная обработка информации и у ребёнка возникают:
сложности в обучении:
инфантильность;
отсутствие познавательной мотивации;
задержка умственного развития;
поведенческие нарушения;
моторная неловкость;
логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).
Считается, что благоприятный период для выполнения нейрогимнастики - это средний дошкольный возраст (4 - 5 лет). После того как ребёнок успешно освоил выполнения простых упражнений, можно переходить к более сложным.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, помогающих активизировать синергию двух полушарий и обмен информацией между ними. В комплекс входят упражнения.
«Ухо - нос».
Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за правое (в более сложном варианте за левое) ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за левое (в более сложном варианте правое) ухо. Повторить несколько раз.
«Колечки».
Быстро и поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем в кольцо.Выполнять можно как от указательного пальца, от мизинца и в разные стороны. Сложный вариант - одна рука от указательного к мизинцу, другая от мизинца к указательному.
«Кулак-ладонь».
На плоскости стола два положения руки, сменяющие друг друга. Кулак – сжатые пальцы собраны в кулак, ладонь - лежит на плоскости. Сначала правой рукой, кулак, левая - ладонь, затем меняем положение левой - кулак, а правая - ладонь. Если ребёнок затрудняется сначала обе руки делают кулак, а затем ладонь, проговаривая их вслух или про себя.
«Солнце — забор — камень».
Ребёнку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце — рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор — пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень — ладонь сжата в кулак.
«Коза –корова».
Одной рукой показать «козу» - указательный и средний палец не согнуты в кулак, другой — «корову» - средний, безымянный и большой палец согнуты в кулак. Поочерёдно менять положение пальцев.
«Моряк»
Правой рукой показать «козырёк», левой — вытянуть вперёд и показать «класс». Затем поменять положение рук.
«Рисование двумя руками» , «Пишем в воздухе».
Одновременно и синхронно двумя руками писать в воздухе алфавит, цифры, восьмёрки
«Перекрестные шаги».
Встать прямо. Поднять согнутую в колене правую ногу так, будто хочется сделать шаг на месте. Согнутую в локте левую руку тянуть к правому колену. Далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.
«Кулачки – ладошки».
Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.
«Кулак – кольцо» .
Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак - кольцо (большой и указательный пальцы), смена положения рук; кулак-кольцо (большой и средний пальцы),смена положения рук; кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы),смена положения рук; кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.
«Кастрюлька – крышечка» .
Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводятся до автоматизма.
«Лайк – кольцо».
Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк), вторая рука- кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Зайчик – кольцо».
На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Лесенка» .
Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках.
Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
«Два пальца» .
На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец, хлопок, меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец..
Нейрогимнастика развивает межполушарное взаимодействие. Правое полушарие отвечает за творчество, образное мышление и эмоции, левое – за логику, речь и последовательность действий. Согласованная работа обоих полушариев делает мышление гибким, помогает быстрее обучаться и справляться с трудными задачами. Упражнения укрепляют мышцы, улучшают координацию и зрительно-моторную интеграцию, которая важна для письма, чтения и счета. Также они воздействуют на вестибулярную и проприоцептивную системы, которые связаны с эмоциональной регуляцией. Нейрогимнастика помогает сформировать усидчивость, способность к концентрации, лучшее восприятие устной и письменной речи, что необходимо для успешного обучения.
Объединяющими факторами наших воспитанников является недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия мозга. У детей отмечаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, незрелость психических процессов, сложности с социальной адаптацией, нарушение речи, сниженная работоспособность, плохая координация движений. И как следствие, трудности в процессе обучения.
При регулярном использовании в работе с детьми с ЗПР и РАС нейрогимнастики, у детей происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, облегчается процесс обучения. Помимо это упражнения для мозга способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций.
В заключении хочется отметить, что «гимнастика для мозга» - это мощный инструмент для развития ребёнка. Это не просто реальный способ помочь ребёнку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия её возможностей в различных сферах человеческой деятельности.