Просмотр содержимого документа
«Применение методики Л.Нуриевой в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Опыт работы по применению методики Л. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей» в подготовительной группе компенсирующнй направленности.
Цель использования данной методики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Этапы работы:
Формирование навыка звуко-буквенного анализа слова
Развитие фонематического слуха
Развитие произвольного внимания
1 этап- установление первичного контакта с ребенком
2 этап- формирование первичных учебных навыков
3 этап- работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»
4 этап- обучение чтению.
Л. Нуриева выделяет следующие виды чтения:
Аналитико-синтетическое (побуквенное)
Послоговое
Глобальное.
Занятия строятся по принципу чередование всех трех направлений, т.к. каждый их трех типов чтения развивает различные языковые механизмы.
Побуквенное чтение- развивает звуковую сторону речи
Послоговое чтение- помогает работать над слитностью произношения
Глобальное чтение- опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, т.к. графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Элементы обучения слоговому чтению:
Чтение слоговых таблиц из открытых слогов. По типу лото с парными картинками.
Подбираю пластмассовые буквы (гласные и согласные, которые накладываются поверх написанных букв). Гласные произносятся протяжно, а согласные буквы (пластмассовые) передвигаются к гласным, т.е. «ходят к ним в гости».
Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии друг от друга (10-15 см). Между буквами плавно растягивается толстая нитка (резинка)
Н--------------------------------О
М--------------------------------О
П---------------------------------У
ННН-О
МММ-О
Использование аналитико-синтетического чтения:
В первую очередь- формируем навык звукобуквенного анализа начала слова.
Ш У К Б
Ч Ц Ф Д
Наложить буквы на картинки (первый звук в слове).
«Поймай букву»
«Подбор картинок с определенными звуками» (крупно печатаем две выбранные для изучения буквы, например, К,Ш. Устанавливаем их по разным концам стола. Ребенок раскладывает предложенные ему картинки, названия которых начинаются на заданные звуки.
Игра «Поймай букву»
Ребенок с помощью магнита ловит «рыбку», т.е. буквы, а взрослый при этом четко их произносит
Работа по формированию звуко-буквенного анализ конца слова:
На большой карте нарисованы картинки, названия которых заканчиваются на определенный звук.
Рядом с картинкой находится «окошечко» с крупно написанной последней буквой этого слова. Мы выделяем голосом конец слова, ребенок кладет пластмассовую букву на напечатанную в окошечке.
Взрослый четко проговаривает его, выделяя последний звук. Ребенок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладет на последнюю букву в слове.
Промежуточные результаты работы по методике Л.Нуриевой:
Из трех детей с признаками РАС у двоих сформирован навык звуко-буквенного анализа начала слова (соотносят картинку и букву, на которую начинается слово, изображенное на картинке)
Двое детей научились соединять согласный и гласный звук в открытом слоге.