Применение математических знаний в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста.
Применение математических знаний в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста.
Применение старшими дошщкольниками математических знаний, полученных на занаятиях, в повседневной жизни и игре. Организация игрового процесса,рекомендации по оборудованию и ходу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение математических знаний в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста.»
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях, следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.
Условие, необходимое для реализации этого положения – это углублённое формирование представления о счёте, количестве, числе.
Задействованы такие виды деятельности, как:
Трудовая
Изобразительная
Игровая
Применяются эти знания, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов.
Трудовая деятельность:
- во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько же,сколько и детей);
- при поливе цветов, леек и детей должно быть одинаковое количество; и т.д.
Изобразительная деятельность:
- на занятиях по аппликации ребята убеждаются в том,что количество предметов не зависит от их месторасположения (уточек будет 9, независимо от того в ряд их наклеили или разместили по всему листу);
Игровая деятельность:
- играя на участке детского сада, дошкольники измеряют расстояние между деревьями,сравнивают разные виды оборудования по длине,высоте,ширине и т.д.
Однако,если эти действия включаются лишь как дополнительное средство достижения основной цели деятельности (нарисовать, вырезать, построить, вымыть и т.д.) и происходят эпизодически, когда воспитатель специально ставит перед детьми математическую цель, подобная практика,носящая кратковременный характер, не создает достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных на коллективных занятиях, каждым ребенком.
Рассмотрим какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников -игры- в использовании счётно-измерительных навыков и умений.
В нашем детском саду накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности числе, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д.
При обучении началам математики, педагогам необходимо использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки. Это «Лото», «Математическое лото», «Домино», шахматы,шашки, разнообразные игры-бродилки. На прогулке это может быть спортивное ориентирование, подвижные игры, игры на смекалку и т.д. Дошкольники совершают большое количество движений, учатся реализовывать их в различных условиях, на разных объектах. Тем самым повышается прочность и осознанность усвоения действий.
Чтобы правильно организовать игровой процесс, педагогу необходимо самому хорошо владеть методикой проведения таких игр, не превращать дидактические игры в занятие, не выступать в роли руководителя, диктующего, что нужно делать.
В старшем дошкольном возрасте вполне достаточно объяснить общий принцип и правила игры. Дети сами могут и провести и придумать новую игру. Так, в старшей
-2-
группе, где я работаю, опробовав «Салочки», дети придумали «Парные салочки». Игра оказалась настолько интересной, что я и сама не прочь в нее поиграть)))
Наряду с дидактическими в детском саду бытуют и увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: строителей, космонавтов, учителей, моряков; больницу, стройку, магазин, завод. Да-это сюжетно-ролевые игры, которым присуща свободная, активная, по инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В этих играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и, в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения, преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.
Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да,может. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, измеряет верёвочки, знакомится с денежным обозначением цифр и т.д. Но,как показывают наблюдения, такие действия дети включают в свои игры крайне редко. Почему?
Для того,чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смог делигировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл,мотивы, задачи и норма отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать ребенок это не может. Для этого педагогу необходимо провести большую предварительную работу. И не только на занятиях.
В творческой игре, где используются счет и измерение, воспитателю необходимо брать на себя роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Но участие воспитателя не должно быть авторитарным. Постепенно роль педагога сводится к роли наблюдателя. С каждым новым игровым процессом дети становятся самостоятельнее , приходит понимание тог, что они делают в игре.
Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода.
Они должны быть организованы так, чтобы в них:
-во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий, возникала объективная необходимость в практическом применении счёта и измерениях;
-во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
В такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях
-3-
математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Цепочка: «Магазин» ----«Семья»----«Больница» и т.д.
Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю надо,прежде всего, познакомиться с принципами их организации.
К таковым относятся:
Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.
Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.
Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка).
Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Педагогу, организующему сюжетно-дидактические игры, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приёмах руководства этими играми.