Просмотр содержимого документа
«Применение игровой технологии «лэпбук» в образовательной деятельности с дошкольниками»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Одна из задач ФГОС ДО – формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, одним из важных компонентов дошкольного воспитания является развивающая предметно- пространственная среда, при создании которой педагогами должны учитываться требования ФГОС ДО. Реализуя ФГОС ДО в детском саду, мы ставим перед собой поиск новых методов и форм обучения, которые соответствовали бы возрасту детей и эффективно решали образовательные и воспитательные задачи. Для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности нами была выбрана игровая технология «лэпбук». В дословном переводе с английского «лэпбук» (lapbook) – «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Пособие представляет собой самодельную папку с кармашками, мини-книжками, окошками, вставками, которые ребенок может расположить на коленях для просмотра ее содержимого, а также доставать, перекладывать или складывать по своему усмотрению. В такой папке собирается материал по какой-то определенной теме. Перед изготовлением лэпбука мы проводим тематические занятия и игры, обсуждаем наиболее сложные вопросы, предлагаем детям выполнить задания по теме будущей интерактивной папки. В ходе такой работы лэпбук сможет выполнять роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы, нами были разработаны лэпбуки по разным направлениям развития ребенка: лэпбук экологической направленности «В городском парке», «Познал себя? Познай окружающих» по закреплению знаний о домашних животных, их пользе, детенышах, знакомства со строением животных; по закреплению правил дорожного движения «Осторожно! Дорога! », лэпбук по развитию речи «Нас школа ждет! ». Содержание лэпбука «В городском парке» включает следующие разделы: Дидактическая игра «С какой ветки детки?» направлена на закрепление знаний детей о деревьях, их внешних отличиях и представляет собой карточки с изображением деревьев (клен, сосна, береза, рябина) и двумя пустыми окошками, в которые надо подобрать лист и плод каждого дерева. Дидактическая игра «Где мой домик?» направлена на закрепление знаний детей о том, где живут белка, муравей, птицы, еж и представляет игровое поле с кармашками-домиками и изображениями животных и насекомых, прикрепленных на ниточки. Фотоматериалы «Прогулка по парку» для развития внимания, памяти и закрепления знаний дошкольников об интересных местах. Книжка-гармошка «Полезные растения» для закрепления и изученияполезных растений, произрастающих в парке. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» для изучения предметов живой и неживой природы, состоит из картинок живой и неживой природы, которые необходимо распределить на две группы. Дидактическая игра «Правила поведения в парке» с картинками, изображающими правильное и неправильное поведение в парке, для развития речи. Пазлы «Птицы нашего парка» – разрезные картинки с изображением птиц, обитающих в городском парке. Раскраски и игры по теме. Лэпбук «Осторожно, дорога! » создан нами в целях закрепления знаний детей одорожных знаках, сигналах светофора, правилах поведения на дороге, видах транспорта. Состоит данный лэпбук из следующих разделов: Дидактическая игра «Светофор» с откручивающимися крышками красного, желтого и зеленого цветов для повторения сигналов светофора, их значение. Дидактическая игра «Собери пешеходный переход» – черные и белые полоски для составления пешеходного перехода. Сюжетно-ролевая игра «Пальчиковые пешеходы» для развития мелкой моторики и закрепления правил перехода дороги. Книжка-гармошка «Знаки дорожного движения» для закрепление и изучение новых дорожных знаков. Дидактическая игра «Узнай вид транспорта» для повторения видов транспорта и их предназначения. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» с картинками, изображающими ситуации на дороге, для развития речи. Пазлы «Собери картинку» – разрезные картинки с изображением транспорта, для закрепления счета. Раскраски и игры по теме. Мы изготовили лэпбук «Нас школа ждет! » в целях знакомства детей со школьными принадлежностями, с профессией «учитель», закрепления навыков самостоятельного чтения, умения выкладывать знакомые буквы и цифры, умения подбирать картинку с заданным сочетанием букв, умение составлять слова по первым буквам изображений, рассматривания фотографий из школьной жизни, предназначенного для детей 5-6 лет. В лэпбук «Нас школа ждет! » вошли дидактические игры «Собери портфель», «Профессия учитель», «Узнай слово», «Зашифрованное слово», «Найди лишнее», «Подбери слово к картинке», а также игры-раскраски по развитию речи. Дошкольники с интересом играют с данным лэпбуком в ходе сюжетно- ролевой игры «Школа» и в познавательной деятельности. Данные дидактические пособия рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений в индивидуальной работе с детьми 3-6 лет, в самостоятельной и игровой деятельности. Описанные лэпбуки предназначены для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в группе. Также они являются хорошим способом закрепления изученных тем: по изучению правил дорожного движения, тему по изучению правил поведения в парке, систематизировать знания о деревьях парка, животных парка, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в