Представление и обобщение опыта работы на тему "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора"
Представление и обобщение опыта работы на тему "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора"
Цель моей работы: как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, промыслами, привить им любовь к русской культуре и традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление и обобщение опыта работы на тему "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора"»
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы ни захватила веселая русская пляска.
В нас это заложено генетически – и колыбельные про серого волчка, и потешки «ехали-ехали». Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «русский народ».
И свою основную задачу я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, промыслами, привить им любовь к русской культуре и традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Народное творчество в репертуаре детских садов представлено достаточно широко. Это попевки, народные песни, сюжетные и подвижные игры, пляски, хороводы. Народный репертуар не только расширяет музыкальный кругозор, обогащает музыкально-интонационный опыт детей, приобщает к национальной культуре.
В то же время этот жанр детского музыкального фольклора недостаточно изучен, в методической литературе нет данных об опыте его практического применения в музыкальном и художественном воспитании детей дошкольного возраста. Недостаточная изученность данного направления в теории и практике музыкального образования детей дошкольного возраста определяет проблему, которая заключается в выявлении потенциальных возможностей использования детского музыкального фольклора в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
В связи с этим ставим цель:формирование нравственно-эстетитческой культуры дошкольников, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора,
и задачи :
1.формировать у детей миропонимание, устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам используя средства и опыт народной педагогики, нормы поведения в быту и обществе, культуры общения;
2.способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.
3.Формировать целостное восприятие народной культуры.
Обучающие возможности фольклора огромны. Структура занятий с детьми определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.
О роли фольклора в формировании личности дошкольника изложено мною в первом разделе работы. А сейчас хотелось бы сказать об использовании фольклора в различных видах музыкальной деятельности.
На протяжении последних лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности .
Успешное решение этой задачи зависит прежде всего от удачно выбранного музыкального репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности. . И в этом фольклор является идеальным материалом.
Так, например, знакомство с народным инструментом ложками прошло на комплексном занятии, где дети не только знакомились с приемами игры на них, но и узнали много интересного.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни, незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
В самом раннем возрасте необходимо заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.
Эти первые впечатления стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаю слушать детям музыку в аудиозаписи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Такие формы работы над одной песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяем репертуар русских народных песен и мелодий, усложняем его.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда в них включаем такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.
Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаем свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; следим за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот». Детям нравится песня «Где был, Иванушка?» При первом знакомстве с текстом песни объясняю детям смысл слов: ярмарка, сенички, горенка.
Очень любят инсценировать песню « Как на тоненький ледок». Каждый раз смеются над тем, как падает Ваня.
На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков мы разучиваем с ними русские пляски. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, мы стараемся вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней. Очень любят играть на самодельных музыкальных инструментах, которые созданы в ходе работы музея музыкальных инструментов (музей).
В своей работе часто используем русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагаем детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечения (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартуки и т. д.).
Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость.
Рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам, цветные фотографии, на которых изображены танцоры и певцы в русских костюмах.
Рассказываем, детям, как издавна русский народ любил украшать свою одежду искусными вышивками, аппликацией, тесьмой.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: постановка музыкально- игрового спектакля «Репка» «Приход колядовщиков» на праздник Рождество либо тематический концерт, связанный с изучаемой текущей темой. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.
Традицией в нашем детском саду стало празднование таких праздников как Святки,
Масленица. Разработаны проекты, в которых отображен план работы с детьми, родителями и воспитателями. Фольклорный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все.
В процессе обучения использую следующие формы работы:
практические тематические занятия;
беседы;
фольклорные праздники;
отчетные концерты;
спектакли фольклорного театра (постановки сказок);
В ходе работы используются:
наглядные пособия;
традиционные предметы домашнего обихода;
национальные костюмы;
музыкальные инструменты;
ТСО
В нашем детском саду работает кружок « Горница» на базе комнаты русского быта , где ребята знакомятся с интересными традициями и обычаями русского народа. Мероприятия по проведению Святок, Масленицы мы проводим в тесном сотрудничестве с руководителем кружка.
Заключение.
Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Теоретическое изучение жанра детского музыкального фольклора, выявило самобытность и оригинальность этого жанра.
Аналогично традиционным детским сказкам они содержат мораль, которая заключается в том, что добро побеждает зло, хитрый и жадный никогда не будет счастливым, если ты помогаешь людям – добро вернется к тебе сторицей и т.д.
Живетьева Маргарита Олеговна, музыкальный руководитель МБДОУ №90, г. Кемерово.