kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Причины возникновения конфликтов, агрессивного поведения в детском коллективе и методы их решения" (консультация для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям дошкольного возраста могут быть свойственны агрессивные проявления. Переживания детей часто кажутся взрослым незначительными и легкорешаемыми, а детям трудно переносимыми в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее простым решением для ребёнка может оказаться физическая реакция, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Причины возникновения конфликтов, агрессивного поведения в детском коллективе и методы их решения" (консультация для родителей)»

Консультация для родителей

Причины возникновения конфликтов, агрессивного поведения в детском коллективе и методы их решения


Всё больший интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

У детей дошкольного возраста в процессе игры могут возникать конфликты в следующих случаях: у младших детей из-за игрушек, у детей среднего возраста из-за ролей в игре, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу различных предметов, интересов, трудностей в общении, различных ценностей и потребностей, которые привиты в семье.

Уточним, кого предпочитают дети в игре и межличностном общении:

- внешне привлекательных, аккуратных, опрятных;

- обладающих красивыми и интересными игрушками и готовыми ими делиться;

- обладающих организаторскими способностями, широтой кругозора;

- тех, кого позитивно оценивают взрослые.

Если сверстники по той или иной причине не принимают ребёнка, отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемлённым самолюбием, будет направляться на обидчика или на тех, кого ребёнок считает причиной своего бедственного положения.

Детям дошкольного возраста могут быть свойственны агрессивные проявления. Переживания детей часто кажутся взрослым незначительными и легкорешаемыми, а детям трудно переносимыми в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее простым решением для ребёнка может оказаться физическая реакция, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Наиболее частые причины агрессии у детей:

  1. Боязнь быть травмированными, обиженными, подвергнуться нападению, чем сильнее агрессия, тем сильнее страх.

  2. Пережитая обида или душевная травма. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

- проявление и повышение таких чувств как: гнев, страх, тревога, разочарование;

- проявление безразличия со сторон взрослого на возникший конфликт;

- вовлечение в конфликт новых детей, которые принимают ту или иную сторону;

- вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

- уход на нейтральную сторону;

- беседа об эмоциях, которые испытывает человек с той и другой стороны конфликта;

- уменьшение ощущения угрозы, использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

- укрепление отношений между детьми.


В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это, прежде всего, связано с тем, что, что дошкольник ещё не осознаёт свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но ещё не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребёнка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Если дети не умеют договариваться между собой – игра распадается.

У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение, мнение взрослых (как оценивают каждого ребёнка. Они придирчиво относятся к выполнению какой - либо роли в игре «так бывает» и так не бывает», стараются соответствовать ожиданиям играющих, понимая свою вину, говорят: «Я больше не буду», отрабатывают необходимые действия. Заинтересованы в получении «наиболее престижных» ролей, стараются проявить себя при этом, и по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.

Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликты. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного воспитания. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре – это лишает детей приобретения полезного опыта, приобретения навыков общения, сотрудничества, умения договариваться.

Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить социально одобряемые пути взаимных уступок при очерёдности и исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того они приобретают опыт доброжелательности при распределении на команды, различные группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш.

Что способствует возникновению агрессии?

Следующие факторы:

  1. Стиль воспитания в семье (гипер и гипоопёка);

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка приводит к формированию агрессивности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на ход событий и добиваться своего. Поэтому очень важно родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению тёплых дружеских отношений с ними, а на определённых этапах проявлять твёрдость и решительность.

  1. Демонстрация сцен насилия

  2. Индивидуальные особенности человека (низкий уровень активного торможения, произвольности волевых усилий;

  3. Социально-культурный статус семьи.

Можно с большей уверенностью предположить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание в семье. Характер эмоциональных отношений, одобряемые в семье формы поведения, широта границ дозволенного – вот параметры, на которые психологи обращают внимание в процессе работы с агрессивными детьми. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически) применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут проявляться повсеместно и станут личностной чертой характера.

Причины агрессивности и методы её коррекции:

  1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.

Рекомендованы подвижные игры, минутки радости, отдыха между любыми видами деятельности.

  1. Дефицит родительского внимания, неудовлетворённая потребность в родительской любви и принятии.

Рекомендованы беседы с родителями, налаживание эмоционального контакта, наблюдение за игрой ребёнка, совместные семейные мероприятия.

  1. Повышенная тревожность (у ребёнка комплекс несоответствия, он не такой как все или хуже других).

Рекомендовано убеждение, что ребёнок всегда любим и родители его поймут, но и он должен для этого что-то делать.

  1. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.

Рекомендованы беседы с родителями и самим ребёнком.

  1. Косвенная стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Рекомендации: препятствовать появлению таких игрушек в группе или направлять их агрессию в положительное русло, контролировать просматриваемые ребёнком передачи. Всегда обращать внимание на положительные моменты просмотренного, прочитанного и отрицательные, проговаривать с ребёнком. Давать ребёнку варианты миролюбивых способов общения. Уметь переводить драки, отрицательные игры в конструктивное русло.

  1. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Рекомендации: учить ребёнка правильно играть и общаться. Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

Помощь агрессивным детям и их родителям

Тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребёнку.

Постараться выяснить, с чем связано агрессивное поведение ребёнка.

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (задержать руку, окрикнуть ребёнка, быстро подойти к нему).

  2. Если акт агрессии предотвратить не удалось, то показать ребёнку, что его поведение абсолютно не приемлемо, ребёнок подвергается суровому осуждению, а его жертва окружается повышенным вниманием и заботой.

  3. Предложить ребёнку устранить причиненный им разгром.

Ребёнок может отказаться в случае, если данный вид деятельности предложен как наказание, лейтмотивом доводов взрослого может стать уверенность взрослого, что такой большой, умный и т.д. мальчик должен сам нести ответственность за сои дела. Если ребёнок помог, он должен в ответ услышать «спасибо», чтобы закрепить ситуацию успеха.

  1. Развитие чувства эмпатии, сопереживания

  2. Словесную агрессию предотвратить трудно.

Целесообразно проигнорировать её, попытаться понять, что стоит за ней. Возможно превратить оскорбления в комическую перепалку, сделать ситуацию смешной, но не обидной. Обиженным детям помочь ответить.

Работая с агрессивными детьми, следует помнить, что любые проявления страха со стороны окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребёнка состоит в том, чтобы дать понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки ответной реакции окружающих. Таким детям важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Итак, подводя итоги можно выделить основные причины конфликтов в детском коллективе:

- несовместимость характеров;

- столкновение противоположных потребностей, интересов;

- внутриличностные противоречия;

- соперничество.

Наказания эффективны в случае:

– наказания применяются последовательно

– наказания объясняются

– наказания следуют за проступком

– предлагается альтернатива действий

– самооценка детей адекватна в пределах возраста.


Проблемы разрешения конфликтных ситуаций:


- в решении проблемы учитывать нужды каждого;

- использовать творческий подход к решению проблемы;

- превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя что-то новое;

- развивать у ребёнка сопереживание к другим, навыки общения, ведущие к сближению;

- оценивать совершённый поступок, а не личность ребёнка;

- высказывать своё мнение так, чтобы быть услышанным;

- нейтрализовать борьбу за власть;

- учить детей управлять эмоциями;

- формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

- давать детям альтернативный вариант решения проблемы, привлекать к совместному решению проблемы, следить, чтобы ребёнок не замыкался в себе и не приобретал комплекс неполноценности, который будет мешать ему в последующей взрослой жизни




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фролова Ирина Васильевна

Дата: 11.01.2019

Номер свидетельства: 494750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства