Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ"»
«Технология проблемного обучения. Технология педагогического общения с родителями»
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад №279 г. Донецка»
Бурыкина Юлия Александровна
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие.
Э.И. Александрова
Основатель проблемного обучения
Джон Дьюи, американский
Педагог и психолог . Он считал,
что ребенок усваивает материал,
не просто слушая или воспринимая
органами чувств, а удовлетворяя
свои потребности в знаниях,
являясь активным субъектом
своего обучения.
Проблемное обучение в дошкольном учреждении - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Суть проблемного обучения в дошкольном учреждении заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее
усвоенные знания и умения.
Уровни в проблемном обучении
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.(Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Средства создания проблемных ситуаций
При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность воспитанников при разрешении учебной проблемы.
Планируя организованную образовательную деятельность, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения.
Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
Во время проведения организованной образовательной деятельности педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.
Средства создания проблемной ситуации в образовательном процессе являются учебные проблемы:
- проблемные вопросы;
- проблемное задание;
- проблемные задачи.
Особенности проблемного обучения
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления.
Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»
(Л. С. Выготский).
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
Технологии педагогического общения с родителями
Выделяют два вида общения педагога с родителями : групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач; дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.
Составляющие общения педагога с родителями :
- психолого-педагогической подготовленностью;
- коммуникативной культурой педагога;
- личностной психологической подготовленностью.
Общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Общительность как свойство личности включает в себя:
- коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
- идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции "обвинителя", негативной оценки ребенка
Эффективно помогает в этом техника
«Я-сообщения»разработанная американским психологом
Томасом Гордоном
«Я- сообщение» состоит из четырех частей
Первая часть — объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство).
Чаще всего такое описание начинается со слова "когда": "Когда я вижу, что..."; "Когда я слышу..."; "Когда я сталкиваюсь с тем, что...".
В этой части "Я- сообщения" нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности .
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека ("Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение" и т. д.).
В третьей части "Я - сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.
Чтобы наладить сотрудничество с семьей педагогу необходимо:
обладать культурой общения соблюдать уважительное отношение к личности собеседника отказаться от форм конфликтной субкультуры проявлять интерес к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям