Просмотр содержимого документа
««Преемственность между садом и школой в художественно-эстетическом воспитании»»
Сообщение
«Преемственность между садом и школой в художественно-эстетическом воспитании»
Художественно-эстетическое воспитание играет большую роль в формировании личности ребенка. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Художественно -эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Слайд 3.
Прежде всего преемственность между садом и школой начинается с взаимодействия педагогов. Они постоянно повышают уровень образования, проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в региональных научно-практических конференциях, где обмениваются опытом и на примере практических работ выстраивают пути взаимодействия между садом, школой и системой дополнительного образования. Постоянно находясь в развитии, являются ярким примером для своих воспитанников и учеников.
Слайд 4.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.
Слайд 5.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Личностные результаты в направлении эстетического воспитания начальной школы перекликаются с результатами в дошкольном образовании. Становятся более развернутыми и полными в школе.
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся, в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Большое значение в преемственности мы придаём изобразительной деятельности, так как она для ребёнка не только интересна, но и полезна. Рисование позволяет ребёнку передать свои впечатления, интересы от окружающего мира, эмоциональное отношение ко всему окружавшему его миру. Ребёнок занимается рисованием, лепкой, аппликацией не только в детском саду, дома, но и посещает кружки, художественные студии, а впоследствии и в школе. Но для того что бы эти занятия приносили радость и были успешными, необходимо прививать интерес к изобразительной деятельности уже с раннего возраста. Изобразительная деятельность имеет неоценимый вклад во всестороннем развитии ребёнка. Она является прямым проводником к его миру и окружающей его действит ельности. В его работах можно увидеть всё от радости до страха, прорисовывая страхи, он их как бы изживает из подсознания. Рисование и лепка, особенно на первых стадиях обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром веществ. эти предметы продолжат развитие ребенка в школе, оказывая влияние, на формирование культурной личности.
Слайд 6.
Итак, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких операций как: анализ, синтез, сравнение, обогащение. Характеризует детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими.
Опираясь на федеральную образовательную программу дошкольного образования, для формирования эстетического восприятия дошкольников воспитатели используют в своей работе детскую литературу, иллюстрированную на высоком уровне художниками: Евгением Чарушиным, Николаем Кочергиным, Иваном Билибиным.
Слайд 7.
Также дети знакомятся с картинами таких художников как: И.И. Левитан – «Золотая осень», «Осенний день», «Сокольники»; В. М. Васнецов – «Аленушка», «Богатыри», Ф.А. Васильев – «Перед дождем». В последствии в школе ребята сталкиваются с данными произведениями и более глубоко рассматривают их, как на изобразительном искусстве, так и на развитии речи.
Слайд 8.
В работе педагоги используют взаимодействие детей школьного и дошкольного возрастов. Старшеклассники принимают активное участие в создании творческих работ совместно с дошкольниками. Общаясь со старшими детьми, дошкольники набираются опыта, стараются брать пример со старших ребят.
Изодеятельность является обобщением всего жизненного опыта ребёнка, то есть чем больше у него опыт, тем интереснее и содержательнее его работы в лепке, рисовании, аппликации.
Слайд 9.
В рамках проекта Орлята-дошколята была организованна экскурсия в музей, где соприкасаясь с прекрасным, ребята открыли для себя много нового. Для некоторых это была первая экскурсия, впоследствии в школе ребята продолжат коллективно посещать экскурсии за пределами школы. Это обогатит их жизненный опыт и поспособствует формированию эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд 10-11-12.
С дошкольного возраста дети начинают участвовать в различных конкурсах при кураторстве родителей и педагогов. Способствуют эстетическому воспитанию конкурсы историко-художественного музея нашего города, в котором принимают участие как дошкольники, так и школьники.
Обучаясь в школе, ребята активнее проявляют себя в конкурсных работах, демонстрируя большую самостоятельность. Можно рассмотреть на примере конкурсов детского центра «Музеев Кремля». Находясь в детском саду дети систематически становились участниками конкурса детского центра «Музеев Кремля» - «Ёлке быть», «Любимый экспонат Оружейной Палаты». Перейдя в школу, ребята участвовали в таких конкурсах детского центра, как «Образы и ритмы 20-х годов», «Пётр Первый в истории».
Слайд 13.
В рамках преемственности, в театральную неделю школьники записали для дошкольного отделения аудио сказки. Приняли участие в выставке рисунков, посвященной театральному искусству. Ребята представили работы в двух возрастных категориях: старший дошкольный возраст и начальная школа. Видя работы школьников, дошколята испытывают азарт и стремятся совершенствовать свои практические навыки в изобразительном искусстве.
Слайд 13.
Подводя итог, можно сказать так, что изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. Взаимодействуя со старшими ребятами, дошкольники стремятся быть похожими на них в творчестве.
В ДОУ обеспечивается преемственность и непрерывность в содержании учебно-образовательного процесса с учетом возраста детей, используются разнообразные варианты взаимодействия детского сада и школы.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников при взаимодействии со школьниками становится более многогранным и увлекает в мир искусства дошколят.
Язык искусства – международный язык. Язык искусства – язык мира. И научив на нем общаться детей, мы сделаем их жизнь прекраснее.