Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного воспитания и начального обучения в условиях новой парадигмы образования»
Преемственность дошкольного воспитания и начального обучения в условиях новой парадигмы образования
Школьное обучение никогда не
начинаются с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию
развития, проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть став учеником ,ребенок продолжает делать сегодня то ,что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»,-писал В.А Сухомлинский. Казахстанский государственный образовательный стандарт для школы – это конституция школьной жизни. Для нашего детского сада таким документом стал Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения республики Казахстан.
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в стандарте выделяется раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Анализ образовательных областей выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра- как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.
Принятие и утверждение государственного стандарта создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад- начальная школа. Портреты выпускника сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее ,предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ школы и сада во многом согласованны .Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20%образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника сада.
Исходя из стандарта, так называемые точки соприкосновения деятельности структурного подразделения и школы опираются на три направления; - согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях; - отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого - педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с стандартом - обогащение организационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание нравственного человека; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.
Переход ребенка в школьную образовательную среду это попадание в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода -проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, совершенствование содержания и повышение значимости образования. В учебно-воспитательной работе детского сада и школы должна существовать преемственность.
На дошкольной ступени: - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; - обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; - развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; - формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; - развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной формы: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; - индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. Реализация общей цели и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого - педагогических условий.
На дошкольной ступени: - личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы: - опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства; - направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия: - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; - создание преемственной предметно- развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - воспитательно - образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; - создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися и воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми и познавательной деятельности; - осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка; - доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами школы и сада. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада «Солнышко», учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы преемственности
Работа с детьми: - экскурсии в школу; - посещение школьной библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; - посещение дошкольниками адаптационного курса знаний, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).
Взаимодействие педагогов: - совместные педагогические советы (сад и школа); - семинары, мастер- классы; - круглые столы для педагогов СП и учителей школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - взаимодействие медицинских работников, психологов СП и школы; - открытие показы образовательной деятельности в СП и открытых уроков в школе; - педагогические психологические наблюдения.
Сотрудничество с родителями: - совместные родительские собрания с педагогами СП и учителями школы; - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические гостиные; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации с педагогами СП и школы; - встречи с родителями с будущими учителями; - дни открытых дверей; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; - образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры; - семейные вечера, тематические досуги; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); -заседания родительских клубов (занятия для родителей и детско- родительских пар). Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Содержание преемственности отражено в годовом плане работы школы и ДОО. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада составляется план работы по преемственности. Работа осуществляется по следующим направлениям: - методические (с педагогами); - с родителями; - детьми.
Методическая деятельность организуется через проведения совместных мероприятий для педагогов школы и детского сада: - семинаров; - круглых столов; - открытых показов образовательной деятельности в ДУЗ и школе; - заседаний методических объединений.
Работа с родителями осуществляется через: - совместные родительские собрания с педагогами; - информационные стенды, сайты детского сада и школы; - индивидуальные консультации с педагогами школы; - день открытых дверей в школе.
Работа с детьми заключается: - в проведении экскурсий, праздников, совместных проектов; - посещении школьного музея; - оформлении совместных выставок рисунков, поделок; - знакомстве дошкольников с учителями, учениками начальной школы; - участии в игровых программах, спортивных состязаниях.
Сотрудничество детского сада и школы складывается успешно, так как учитываются запросы родителей, осуществляется сотрудничество с семьями, координируется взаимодействие воспитанников и педагогов детского сада и начальной школы.
Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем: - преемственность в содержании обучения и воспитания; - в формах и методах образовательной работы; - педагогических требований и условий воспитания детей.
Преемственность предусматривает использование разных форм деятельности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирование у детей интереса к учебе. Для перехода от дошкольного образования к школьному учителя используют в своей работе дидактические, двигательные игры, игры- путешествия, создают условия комфорта, доброжелательности, прививают любовь к школе, работают в тесном сотрудничестве с воспитателями.
К шести годам у детей развита координация «глаз- рука». Для этого проводятся игры с конструктором, позволяющие ребенку постоянно координировать действия между глазами и руками, определять в окружающей обстановке форму геометрических фигур (круглый, как солнце, прямоугольный, как дверь), цвет, относительную величину. Такие игры и игрушки, как «Волшебная геометрия», Танграм, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, мозаика с геометрическими фигурами, используются в работе воспитателями и позволяют в игровой форме освоить знания о геометрических фигурах. Полученные знания становится основой для успешного изучения геометрического материала в начальной школе.