Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по теме: «Реализация экологического пространства, как одно из условий модернизации образовательного процесса в ДОУ»»
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы».
Рёскин Джон
Актуальность.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас и очень важно какая среда окружает их вокруг.
Экологическое пространство – это условное обозначение специально созданных в дошкольном учреждении мест, частей помещения, которые используются для размещения на них природных объектов в определенном порядке и сочетании.
В своей работе я использую образовательные ресурсы (интернет сайты для педработников, вебинары и т.д.), где часто публикуются инновационные технологии, нововведения, педагоги новаторы делятся своим опытом работы. И так как в своей работе я углубленно занимаюсь экологической культурой, то после изучения большого количества методической литературы, я поняла, что экологическое пространство должно быть насыщенным, доступным, целесообразным и соответствовать всем требованиям ФГОС.
Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры дошкольников и взрослым.
Я хотела бы поделиться своим опытом работы по теме « Экологическое пространство, как одно из условий модернизации образовательного процесса в ДОУ».
Целью моей работы стало: формирование основ экологической культуры в образовательном процессе, через создание экологического пространства в ДОУ.
Для реализации цели, свою работу начала по 3 направлениям:
1. Создание проекта центра науки и экспериментирования с героями Эколятами.
2. Обогащение и пополнение экологической тропы для формирования знаний и навыков всестороннего развития детей.
3. Формирование элементарных представлений и создание условий для кругозора детей на зоне Метеостанции.
Для реализации первого направления я наметила решение следующих задач:
- обогащение предметно-развивающей среды путём изготовления методических пособий в соответствии с ФГОС;
- изготовление авторского пособия для реализации проектной деятельности.
Для реализации второго направления я наметила решение следующих задач:
- формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется;
- создание условий для формирования у детей гуманного отношения к живым объектам;
- привлечение родителей в изготовлении атрибутов для обогащения экологической тропы.
Для реализации третьего направления я наметила решение следующих задач:
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира
- привлечение детей к опытно - экспериментальной деятельности
Планируемый результат:
- создание методической копилки по теме «реализация экологического пространства, как одно из условий модернизации образовательного процесса в ДОУ»;
- повышение компетентности педагогов, возможность использовать экологические пространства для проведения ООД;
- обогащение экологического пространства путём пополнения авторскими пособиями, методическими разработками;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- повышение экологической компетентности родителей.
Свою работу я начала с изучения литературы, интернет ресурсов, участия в вебинарах, конкурсах, написанию статей по данной теме. .Всё это послужило толчком для реализации задач по экологическому пространству ДОУ.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет центр науки и экспериментирования. В нем должны содержаться комнатные растения, муляжи и картинки животных, дидактические игры и разнообразный наглядный материал. После изучения методической литературы я поняла, что более оптимальной и разнообразной зоной для развития детей будет экологическая тропа, где можно будет понаблюдать за объектами нетронутой природы, оценить ее красоту, помогать «братьям нашим меньшим», воспитывать навыки бережного отношения к природе, ухаживать за ней, следить за ее состоянием и поддерживать её в чистоте и порядке. Немало важной является и экспериментальная деятельность детей, которая успешно реализуется на специально оборудованной площадке «Метеостанция», ведь ребятам будет очень интересно изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, проводить различные опыты, определять время года, суток направление ветра специальными приборами и отмечать все это в календаре природы. Ведь очень важно расширять кругозор, внимание, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.
Мною была создана методическая копилка, в неё входило:
Авторское пособие герои «Эколята» для обогащения центра науки и использование игровых технологий ООД;
Дидактическое пособие «Что планета любит? Что планету губит?», для формирования основ бережного отношения к природе;
Папки - ширмы для родителей «Экологические акции», «Экологическое воспитание», «Если мусор разделять, может он полезным стать» все это служит для эффективной работы и взаимодействию с родителями;
Картотека «Опыты и эксперименты» ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы;
«Красная книга» для обогащения знаний детей о животных, растениях и птиц редких видов;
«Экологические знаки» для закрепления правил поведения в природе.
Данная методическая копилка помогла не только мне вести работу по данному направлению, но и повысила уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме.
Опыт работы по данному направлению был обобщён мной на педсовете и рекомендован для применения другими педагогами и апробирован на базе нашего детского сада. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей мне удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
В результате всей проделанной работы, по 1 направлению приняла участие в областном конкурсе по созданию проекта предметно – развивающей среды Лучший стенд(уголок) «Эколята – молодые защитники природы» где заняла 1 место.
На этом этапе моя работа по данному направлению не окончена. Я буду пополнять свою методическую копилку дидактическими и авторскими материалами для успешной реализации экологического пространства в ДОУ.