Практикум для воспитателей 1 младших групп по теме «Использование методики речи и движения в работе с детьми раннего возраста»
Практикум для воспитателей 1 младших групп по теме «Использование методики речи и движения в работе с детьми раннего возраста»
Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешная адаптация ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие. Модель среды нашей группы базируется на двух простых идеях. Первая: детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития детей создана специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для воспитателей 1 младших групп по теме «Использование методики речи и движения в работе с детьми раннего возраста»»
Игры, способствующие развитию речи детей раннего возраста в адаптационный период.
Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешная адаптация ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие. Модель среды нашей группы базируется на двух простых идеях. Первая: детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития детей создана специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.
Образ дома у нас создает интерьер групповой комнаты. Для удобства организации разнообразной деятельности детей мы выделили в групповом помещении несколько уголков :
- Уголок музыкально – театрализованной деятельности: здесь помещены красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «Би- ба- бо»(кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам. На полках лежат разнообразные театральные шапочки, короны, маски животных. Малыши с удовольствием гремят погремушками и маракасами, играют на деревянных ложках, трубе, бубнах, мальчики особенно любят музыкальные рули.
- Уголок сенсорного развития: в уголке собран материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов( пмидки, кубики, матрешки – коробочки разных цветов, игрушки – вкладыши и т.д.). Здесь же расположены и различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
- Уголок конструирования: в нем имеется различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, различные виды конструкторов.
- Спортивный уголок оснащен разноцветными мячами разного размера, кеглями, мягко – набивными кубами, скакалками( через них дети переступают или перешагивают). Любят малыши раскладывать на полу «ладошки», «ступни», играть в серсо – кольцеброс, пролезать через воротца.
-Уголок изо – деятельности: здесь ребенок может самостоятельно рисовать, лепить. Для этих целей в уголке собраны крупные трафареты различных овощей и животных, бумага, карандаши, книжки- раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран».
- Художественно- речевой уголок привлекает различными яркими книжками, картинками.
- Живой уголок создан для формирования бережного и доброжелательного отношения к природе. Здесь малыши наблюдают за аквариумными рыбками и комнатными растениями.
Мы стараемся сделать так , чтобы детям у нас было уютно и комфортно , интересно и радостно , чтобы они быстрее и лучше адаптировались к новым условиям в своей жизни.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такая ведущая деятельность – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра незаменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания.
Игровая деятельность детей третьего года жизни очень разнообразна: сюжетно- ролевые , строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориетировочно- познавательная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.
Сначала взрослому необходимо быть ведущим в игре , тогда ребенок- зритель начнет присоединяться к игре. Затем взрослый может помочь ребенку выбрать игрушки и научить действовать вместе. После этого ребенок начнет играть. Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной. На следующем этапе взрослый должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличивается свобода действий, возрастет активность, и он научиться играть самостоятельно. А самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению.
Организуя игру детей, взрослый прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживает положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры.
При этом взрослый направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, взрослый обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает ребенка с одного вида деятельности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оценивает поступки малыша , его действия.
Во время игры взрослый формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть ( за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.
Совместные игры открывают большие возможности для формирования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования : собрать игрушки и положить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. При этом дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».
В совместной игре обогащаются впечатления ребенка: например, в присутствии малышей взрослый может погладить ленточку, полить цветы, пришить пуговицу. Специальный показ тех или других действий обогащает опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать.
Показатель правильно организованной игры детей – их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения, частые обращения ребенка ко взрослому по поводу игры, достаточное количество речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное становление ребенка предопределено его физическим состоянием и настроением. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Устойчивость их внимания на занятиях зависит от умения педагога создать положительный эмоциональный настрой. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, неожиданные моменты в ходе занятия.
Упражнение на внимание «Я – зайчик» .
Дети встают в круг, педагог показывает игрушечного зайчика.
Педагог: Дети, кто к нам сегодня пришел?
Дети отвечают.
Зайчик хочет с вами сегодня подружиться.
Мы – не девочки, не мальчики.
Малыши сегодня – зайчики.
Педагог читает текст и показывает движения, которые нужно делать. Дети повторяют.
Я – серенький зайчик, Дети сгибают руки перед грудью, опустив кисти вниз.
Зайчик – побегайчик.
Вот мои ушки, Приставляют ладошки к голове.
Ушки – лопоушки.
Вот мои лапки, сжимают и разжимают пальчики.
Лапки – царапки.
Вот мои ножки Топают ножками.
Стучат по дорожке.
А хвостик не мой- Хлопают в ладоши за спиной.
Поищу другой.
Исследователь М.Ю. Кистяковская не раз отмечала, что дети младшего возраста особенно нуждаются в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует его быстрому и умственному развитию.
Гимнастический комплекс «Заячья зарядка»
Педагог читает текст, дети выполняют необходимые движения.
На полянках зайки Маршируют в произвольных
Встали на зарядку направлениях
Раз, два! Не зевай! Разводят руки в стороны и прижимают их к плечам.
С нами повторяй
Руки поднимают, Поднимают руки вверх, сжимают пальцы в кулаки и
Пальчики сжимают. разжимают их
Вот какие зайчики,
Разминают пальчики.
Спиночку согнули, Наклоняются, стараясь достать пальцами пол.
Ручку потянули.
Нагибайтесь, зайчики,
Дотянитесь пальчиком.
Раз, два ! Не зевай Делают махи руками.
Ручками скорей качай.(2 раза)
На полянке зайки Прыгают на двух ногах.
Весело попрыгали,
Лапками подрыгали.
Обычно в этом возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей становится успешная адаптация их в детском саду. В соответствии с этим занятия направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Они представляют собой игровой игровой комплекс объединяющий физкультуру, речь и музыку.
Педагог ( показывает детям мяч)
Вот какой веселый мячик,
Так и скачет, так и скачет,
Будет зайчики играть,
Мячик ручками катать.
Игра «Мяч»
Дети садятся на пол по кругу .
Педагог:
Ай, качи, качи, кач!
Покатился к… мяч.
Педагог держит в руках мяч, катит его двумя руками к названному ребенку. Ребенок катит мяч обратно. Педагог дает возможность прокатить мяч каждому ребенку.
В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц, а так же формированию умения сохранять устойчивое положение тела при ходьбе и беге.
Мы пойдем на огород,
Там капустка растет,
Там морковка растет.
Отправляемся в поход.
Двигательные упражнения «Заячий поход» .
Дети выполняют упражнения:
Зайчики шагают, Дети ходят стайкой за педагогом.
Ножки поднимают.
Побежали, побежали, Бегают на носках.
Только пятки замелькали.
А по мостику шагают, Ходят по паласу.
Осторожненько ступают.
Снова зайки побежали Бегают на носках.
И немножечко устали. Садятся на стульчики.
Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики.
Упражнения выполняются по примеру педагога. Благодаря способности подражать, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.
Пальчиковая игра «Зайка в огороде» .
Педагог показывает муляжи капусты и морковки. Дети рассматривают вместе с зайчиком овощи и называют их:
Зайка в огород пришел «Проходят» пальчиками по ногам.
И морковку там нашел.
Скушал заинька морковку
И запрыгал очень ловко. Хлопают ладонями по ногам.
Кто морковку грызет, Грозят пальцем.
Очень быстро растет! Поднимают руки вверх и потягиваются.
Хрум -хрум-хрум… Подносят руки к губам, произносят «Хрум»,
Сжимая и разжимая пальцы
«Перед сном»
Педагог: Устали зайки, решили отдохнуть. Легли в кроватки. И зайка лег отдохнуть на свою кроватку: головку положил на подушку, укрылся одеялом и уснул.
Звучит «Колыбельная». Дети ложатся в свои кроватки, закрывают глаза и отдыхают.
Не давайте слишком рано
Зайке в руки барабана.
Барабанщик он отменный –
Всех разбудит непременно.
Мы стараемся не просто дать детям определенный набор слов, а еще и понимание значения того, о чем мы говорим, так как впоследствии в начальной и средней школе процент ошибок велик лишь потому, что они в детстве не всегда понимал смысл вербальной речи.
В рамках занятий малышам в игровой форме предоставляется возможность узнать значение многих интересных слов и научиться правильно их использовать.
Предлагаю Вашему вниманию несколько развивающих игр:
1.Музыкальные игрушки
Динь – динь – динь – динь колокольчик
Динь – динь – динь – динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам – бам – бам – бам – барабанчик
Бам – бам – бам – бам – барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай – хлопай – хлоп в ладоши
Хлопай – хлопай – хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики. Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами.Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать.
2. Погремушки
Погремушка – погремушка,
Музыкальная игрушка
Хочешь, Сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнуть от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость).
3. Мой зонтик
(1)Вот это – мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
(2) Пусть дождь барабанит_
Останусь сухим.
(3) А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4) Могу вам картиночки в ней показать..
(5) Вот это мой мяч,
Он ловкий, смешной
(6) Его я бросаю
Над головой.
(7) А вот мой котенок,
Мяукает он
Для меня одного !
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идет речь в песенке.
Понадобится: зонтик, книжка, мячик, котенок.
Вопросы для детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котенок?
1- Поднимаем правую руку над головой , сгибаем ее (зонтик)
2- «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)