Практикум для педагогов "Организация работы с родителями в формате онлайн"
Практикум для педагогов "Организация работы с родителями в формате онлайн"
Ещё одним необходимым условием для того, чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, конечно является понимание ими сути проектной деятельности, их информированность о проектах. Еженедельно на стендах вывешивается информация «Наши планы на неделю», где родители узнают о теме недели и о формах работы. Если планируется проектная деятельность, план проекта всегда висит на глазах детей и родителей. Целесообразно для каждого блока назначить координаторов из числа детей, что будет воспитывать в детях ответственность за порученное дело, а родители понимают, что их ребёнку на данном этапе необходима их помощь.
Ежедневно обновлять информацию на стенде в рубрике «Чем мы сегодня занимались», где рассказывается о ходе проекта, звучит благодарности в адрес детей, которые успешно справились с порученным делом, а также в адрес родителей, принявших участие в проекте. Обязательно для родителей делается фотоотчёт. Привлекать родителей к сбору информации по теме проекта, организовывать совместные выставки, коллекционирование предметов, чтение художественной литературы, создание совместного продукта проекта.
Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса:
«Приёмы вовлечения родителей в проектную деятельность»
Цель: создание условий для развития педагогического мастерства воспитателей для вовлечения родителей в проектную деятельность.
Задачи:
1. Обобщить и представить опыт работы по вовлечению родителей в проектную деятельность.
2. Способствовать передаче личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности в работе с родителями по вовлечению их в проектную деятельность.
Ход выступления.
Своё выступление я хочу начать с фразы: «Если птенец имеет хоть капельку поддержки, чтобы расправить крылья, то он обязательно полетит».
Родительская забота – как птица – может подхватить своим крылом, окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
Согласно стандарту дошкольного образования современный воспитатель призван обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы хотели бы рассказать вам о приёмах, которые используем с целью вовлечения родителей в проектную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов "Организация работы с родителями в формате онлайн"»
Ещё одним необходимым условием для того, чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, конечно является понимание ими сути проектной деятельности, их информированность о проектах. Еженедельно на стендах вывешивается информация «Наши планы на неделю», где родители узнают о теме недели и о формах работы. Если планируется проектная деятельность, план проекта всегда висит на глазах детей и родителей. Целесообразно для каждого блока назначить координаторов из числа детей, что будет воспитывать в детях ответственность за порученное дело, а родители понимают, что их ребёнку на данном этапе необходима их помощь.
Ежедневно обновлять информацию на стенде в рубрике «Чем мы сегодня занимались», где рассказывается о ходе проекта, звучит благодарности в адрес детей, которые успешно справились с порученным делом, а также в адрес родителей, принявших участие в проекте. Обязательно для родителей делается фотоотчёт. Привлекать родителей к сбору информации по теме проекта, организовывать совместные выставки, коллекционирование предметов, чтение художественной литературы, создание совместного продукта проекта.
Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса:
«Приёмы вовлечения родителей в проектную деятельность»
Цель: создание условий для развития педагогического мастерства воспитателей для вовлечения родителей в проектную деятельность.
Задачи:
1. Обобщить и представить опыт работы по вовлечению родителей в проектную деятельность.
2. Способствовать передаче личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности в работе с родителями по вовлечению их в проектную деятельность.
Ход выступления.
Своё выступление я хочу начать с фразы: «Если птенец имеет хоть капельку поддержки, чтобы расправить крылья, то он обязательно полетит».
Родительская забота – как птица – может подхватить своим крылом, окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
Согласно стандарту дошкольного образования современный воспитатель призван обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы хотели бы рассказать вам о приёмах, которые используем с целью вовлечения родителей в проектную деятельность.
1 этап.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им прежде всего необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Я расскажу вам о некоторых приёмах, которыми пользуюсь сама с целью организации позитивного общения с родителями.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, а также для обращения к родителями с просьбами различного характера, я предлагаю использовать техники "Принцип сэндвича" и «Я –высказывания».
Все мы знаем, сэндвич состоит из слоёв
Пусть всегда первым слоем будет - хорошая информация о ребенке. Педагогу всегда есть, что сказать хорошего о ребёнке. Например, Дима сегодня был дежурным и хорошо справился со своими обязанностями. У вас растёт помощник!
Мы видим, что первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй части
Второй слой сэндвича – сообщение негативной информации, либо обращение с просьбой к родителям.
При сообщении негативной информации педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза".
Третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. Например: «А ведь к девочкам у Димы другое отношение, он всегда старается им помочь».
На втором этапе разговора я предлагаю использовать технику «Я высказывания», алгоритм которой вы видите на экране.
Алгоритм построения «Я-высказывания»:
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
Такая форма общения с родителями показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желание совместного взаимодействия с родителями.
Работа в фокус –группах
Я приглашаю педагогов для работы в фокус группах.
Я предлагаю вам сообща составить беседу с родителями с использованием техник «Сэндвич» и «Я-высказывания», но теперь уже с целью обращения к родителям с просьбами различного характера. Обратите внимание! сегодня у нас цель не сообщить негативную информацию о ребёнке, а обратиться с просьбой к родителю так, чтобы он не отказал нам…
Работа с аудиторией
Пока наши фокус – группы работают я расскажу вам об участии родителей в проектной деятельности в нашей группе.
Я работаю в средней группе. В этом году на экологическую тему мы реализовали два проекта: «Вода, какая она?», «Береги природу».
Экологический проект «Вода, какая она?».
Цель:формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
В это же время мы провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о той работе, которую проводим мы и пригласили их к совместному активному участию.
В процессе реализации проекта проведена ООД с детьми «Урок здоровья у профессора Закалкина», для которого несколько семей сняли видеоролик о том, как происходит закаливание у них в семье, поделились своим опытом.
Мы предложили родителям и детям провести в домашних условиях опыты «Как вода отражает предметы?», «Что из чего сделано», «Как окрасить воду?», «Тонет-не тонет», «Удивительная страна», «Как растения пьют воду?», «Какие особенности у тёплой и холодной воды?», «Как вода даёт жизнь растению?», «Как получаются цветные льдинки?», «Как вытолкнуть воду?». Была проведена ООД с детьми «В лаборатории у профессора Чудакова», на которой дети с помощью родителей показали эти опыты, сообща сделали выводы.
Кульминационным моментом в реализации этого проекта было итоговое мероприятие – совместное мероприятие с параллельной группой, где дети презентовали детско-родительские проекты.
Второй проект по экологии, которые мы реализовывали был проект «Береги природу».
Хочу сказать, что при реализации данного проекта родители существенно обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы. Усилиями родителей в нашей группе подготовлены макеты «Домашние животные», «Дикие животные» а также интерактивная ширма «Времена года.
В ходе реализации проектов организовывается «Игротека напрокат», когда дети могут взять понравившуюся дидактическую игру домой, либо принести из дома свою игру.
Кульминационным моментом в реализации данного проекта был проведен Экологический квест «Знатоки природы» для детей и родителей. Заряд положительных эмоций при проведении таких совместных мероприятий получают все участники образовательного процесса
(выслушиваем ответы фокус-групп)
- Я предлагаю вам выслушать фокус-группы.
Вот мы и наладили позитивный контакт с родителями.
2 этап
Необходимо показать родителям важность совместной деятельности с детьми. С этой целью я использую инновационные формы проведения родительских собраний – круглые столы, гостиные, мастер-классы, деловые игры, на которых применяю активные методы взаимодействия с родителями. Например, для того, чтобы убедить родителей в важности совместной деятельности с детьми я использовала технику «Плюсы и минусы»
Работа со всей аудиторией
Я предлагаю подумать и озвучить, какие плюсы в совместной деятельности детей и родителей для родителей? А минусов? (считает вслух после каждого ответа «первый плюс», потом озвучивает, что плюсов больше)
Давайте подытожим.
Вовлечение родителей в проектную деятельность имеет очень большую ценность:
становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
А теперь я предлагаю подумать и озвучить какие «плюсы» совместной деятельности с родителями для детей? А «минусы»? (считает, потом озвучивает, что плюсов больше)
Давайте сделаем вывод что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах?
участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
3 этап.
Ещё одним необходимым условием для того, чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, конечно является понимание ими сути проектной деятельности, их информированность о проектах. Еженедельно на стендах вывешивается информация «Наши планы на неделю», где мы извещаем родителей о теме недели и о формах работы. Если планируется проектная деятельность, план проекта всегда висит на глазах детей и родителей. Целесообразно для каждого блока назначить координаторов из числа детей, что будет воспитывать в детях ответственность за порученное дело, а родители понимают, что их ребёнку на данном этапе необходима их помощь.
Ежедневно обновляется информация на стенде в рубрике «Чем мы сегодня занимались», где рассказывается о ходе проекта, звучат благодарности в адрес детей, которые успешно справились с порученным делом, а также в адрес родителей , принявших участие в проекте. Обязательно для родителей делается фотоотчёт.
И в заключении, хочется сказать, что общение будет эффективным только тогда, если родитель видит работу педагога. Если работа педагога видна, родитель начинает уважать его. Авторитет у родителей зарабатывается годами. Работайте с ними, организовывайте интересные родительские собрания, рассказывайте им об успехах их детей, показывайте презентации и видеоролики того, чем вы занимаетесь в течение дня, организовывайте интересные досуги, вовлекайте родителей в проектную деятельность. Очень важно не только планировать, но и реализовывать работу с родителями. Я вам предлагаю памятки о техниках, которые мы сегодня с вами разбирали.
Включение родителей в проектную деятельность
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по методике взаимодействия с родителями в ходе проектной деятельности.
Задачи.
Научить педагогов разным формам и методам вовлечения родителей в образовательный процесс.
Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью повышения педагогического мастерства.
Форма проведения:
- с педагогами, без участия детей;
- лекция с элементами презентации и практическая часть.
Материал и оборудование:
мультимедийный проектор, бабочка, цветные ленты, 2 больших коробки, 2 комплекта маленьких коробочек с изображением «чемодана», «мясорубки», «мусорной корзины», карточки по количеству участников мастер-класса, шаблоны «Паспорта проекта» для фокус-группы, ручки, аудиозапись.
Уважаемые коллеги, сегодня нашим талисманом будет бабочка. Почему, вы узнаете в самом конце нашей встречи.
В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, время информационных технологий, человеку приходится справляться с массой проблем. Мы уже не представляем себе жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты и порядочности в наших детей. Наши современные дети больше всего любят общаться с телевизором и компьютером, т.е. дети выключены из жизни родителей., а отсюда всего шаг до взаимного непонимания, как в подростковом, так и в старшем возрасте.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение, так как от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Уважаемые родители, а вы были когда-нибудь маленькими? Ну, конечно же были! И. конечно, помните себя в детском саду, или дома с мамой, а может на улице, в песочнице. И у вас, наверняка были любимые игрушки, которые вы помните до сих пор. Интересно, что с ними стало? А теперь у вас свои дети. И если спросить любого из вас, что является для вас самым главным в жизни, ответ будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми: добрыми, отзывчивыми, самостоятельными и инициативными, счастливыми и уверенными в себе. Но всегда ли это получается? Увы, нет! Убедимся на простом примере. Попрошу выйти на сцену трех человек.
Упражнение «Коробки». Один участник встает в центре, ставит ноги (по-отдельности), в коробки. Участники, стоящие слева и справа от него, ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении вам нужно пересечь сцену (комнату), по окончании проводится обсуждение:
- Удобно ли вам было двигаться? Кому из участников было сложнее всего перемещаться? Почему?
- А теперь попробуйте договориться и вернуться к нам. Что изменилось? В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее? Конечно, когда участники сбоку ему помогали и двигались в одном ритме и направлении с ним.
Вот так и в жизни: в центре – ребенок, с одной стороны располагается детский сад со своими методами воспитания, требованиями и задачами, а с другой стороны – семья со своими средствами воспитания, со своими взглядами на жизнь, своими чаяньями и надеждами. И ребенку необходимо соответствовать и тем, и другим, выполнять, порой противоречивые, требования педагогов и родителей. Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным ребенком, не уверены в своих возможностях. Часто родители просто самоустраняются от решения вопросов воспитания. Большинство родителейзанятые повседневными житейскими проблемами, воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. Они перекладывают проблемы воспитания на детский сад
И очень важно найти такие формы общения с семьей, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. Одной из таких форм является проектная деятельность. Где каждый участник вправе определить тему и ее содержание. Участие родителей в проекте может быть различным.(слайды ) Как же вовлечь родителей в совместную деятельность? Сообщив родителям о начале проекта, необходимо обратить их внимание на модель трех вопросов, на заинтересованность детей, на их желание узнать что-то новое по данной теме, и обратиться к родителям с просьбой всяческого содействия своим детям по изучению материала по проекту Для того, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности, научить родителей понимать детское настроение, их отношение к окружающему миру необходимо чаще устраивать совместные мероприятия: «Праздник мира и согласия», спортивные игры, Мастер-класс от родителей, например, “Мир увлечений семьи” (вышивка, спорт, выпечка, работа с деревом и т. п. ) Выставки совместного творчества рождают массу положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу. Чаще обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя.
Главными показателями эффективности работы с родителями являются их активное участие в проекте: обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, советы и рекомендации.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Поэтому не забывайте похвалить и поблагодарить родителей за участие и наградить грамотами.
Теперь я обращаюсь к фокус-группе. Ответьте, пожалуйста, на 3 вопроса:
Как можно вовлечь родителей в проектную деятельность?
Как (и какие?) выбрать формы взаимодействия?
И как выбрать НУЖНЫХ родителей?
Переходим к практической части нашего мастер-класса.
Итак, определена тема проекта, обозначена цель и задачи. Зачитайте, пожалуйста.
Вам дана тема проекта, обозначена цель. Ваша задача: спланировать работу с родителями по данному проекту.
Пока работает фокус-группа, мы с вами, уважаемые родители, поиграем в одну занимательную игру (с аудиторией), которая очень ярко отражает «среднестатистического» родителя сегодняшнего дня.
Упражнение «Кокон»
Прошу выйти на сцену 6 участников . один из участников -это «ребенок». Остальные- мамы (раздать слова текста и ленты)
Вечер. Мама привела ребенка из детского сада домой.
Ребенок хочет рассказать маме о прошедшем дне. Мама: «Не сейчас, мне некогда!» (завязывает «ребенку» рот)
Ребенок хочет помочь маме в домашних делах. Мама – отказывает! (связывает ему руки)
Ребенок не знает, чем заняться начинает бегать по дому. Мама – ругает его! (связывает ему ноги)
Тогда ребенок садится и слушает взрослые разговоры. Мама снова его ругает (завязывает уши)
Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор, а вы говорите, что пора спать (завязывает «ребенку» глаза)
На что похож ребенок? На кокон. Гусеница в коконе развивается и превращается в красивую бабочку. А ребенок? Подумайте о том, как часто вы говорите «Нет» своему ребенку.
А теперь слово нашей фокус - группе: представляют перспективный план работы с родителями в ходе данного проекта.
Готовы ли вы ответить на вопросы?(слайд)
Подошло время рассказать, почему я выбрала талисманом своего мастер-класса бабочку. В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не так умен и не может знать все. Зажав в руке бабочку, спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? » А сам думает: «Скажет живая, я ее умерщвлю, скажет мертвая, я ее выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» »
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным. Желаю вам большого творческого вдохновения, живите жизнью ребенка, его интересами, будьте активными помощниками во всех его делах.
А теперь, уважаемые коллеги, я хотела бы узнать, почерпнули вы для себя что-то новое, было это актуально, полезно, интересно для вас и вы будите использовать полученную информацию в своей работе, если «да», то положите свою карточку в зеленую коробочку.
Если это было полезно, но при условии изменений, дополнений, какой-то переработки, положите карточку в желтую коробочку.
Если все было абсолютно неважно, ненужно и бесполезно, положите в красную коробочку.
Этот прием вы также можете использовать, как форму взаимодействия с родителями на родительских собраниях или в ходе проектной деятельности. И запомните, что успешность воспитания и обучения ребенка зависит от
взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.