kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое пособие Развивайка «В мире искусства» как средство формирования художественно-эстетического развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Подчеркивается необходимость обогащения,  расширения представлений детей об искусстве и  его значении. Раскрыто содержание практического пособия Развивайка «В мире искусства» для детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое пособие Развивайка «В мире искусства» как средство формирования художественно-эстетического развития дошкольников»

Кожушко Наталья Борисовна,

преподаватель дошкольной педагогики,

психологии и отдельных методик

ГБПОУ «Макеевский педагогический колледж»


Практическое пособие Развивайка «В мире искусства» как средство формирования художественно-эстетического развития дошкольников


В настоящее время в условиях модернизации системы дошкольного образования одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие и педагогический поиск инновационных технологий организации работы с детьми.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может быть успешно решено только при условии повышения качества образовательного процесса, повышения компетентности педагогов, которые готовы и способны к осуществлению педагогической деятельности.

Актуальность статьи обусловлена введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором обозначено, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В процессе художественно-эстетического развития у ребенка развиваются такие качества и способности, которые позволяют ему не только достигнуть успеха в художественной деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться красотой окружающей действительности. Художественно-эстетическое развитие способствует формированию духовно-нравственных качеств, расширяет его познания об окружающем мире. Работа по данному направлению проходит через все виды деятельности ребенка, которые способствуют развитию мышления, воображения, воли, настойчивости, организованности и дисциплинированности.

Творческая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти факторы положительно влияют на эмоциональное состояние, общее психическое развитие ребенка и вместе с тем эта деятельность - является средством всестороннего развития ребенка.

Проблемой художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста занимались ученые педагогики и психологии: З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др. [5,6,7,10].

Анализ научных и методических публикаций свидетельствует о том, что в сфере образования происходит поиск путей решения этих проблем. Ученые в своих трудах уделяют внимание факторам, влияющим на развитие творческих способностей детей, раскрывают основные темы и содержания работы по обучению детей изобразительной деятельности в разных направлениях.

Однако, к сожалению, в современной практике художественно-эстетического воспитания по знакомству детей с искусством существует ряд проблем:

  • недостаток методических пособий и рекомендаций по художественно-эстетическому воспитанию, позволяющих воспитателю качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс;

  • недостаточное количество наглядного и иллюстративного материала, дидактических и развивающих игр по темам «Народные промыслы», «Художники и их картины» и др.;

  • отсутствие регионального компонента по данной проблеме в дошкольных учреждениях;

  • отсутствие у детей знаний по теме и еще то, что маленькие дети воспринимают информацию, когда она наглядна и с ней можно действовать – играть, рисовать;

  • недостаток знаний у педагогов. Творческая деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, знания, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

В связи с этим появилась идея разработать практическое пособие Развивайка «В мире искусства», которое бы способствовало художественно-эстетическому развитию, познавательному интересу у дошкольников к знаниям о разных видах искусства, а также для помощи педагогам в работе по этой проблеме.

Практическое пособие содержит интересную информацию и игровые задания, направленные на формирование художественно-эстетического развития дошкольников, элементарных представлений о видах искусства, становлению эстетического отношения к окружающему миру по трем направлениям:

  • ребенок и народные промыслы Донбасса

  • ребенок и народные промыслы

  • ребенок и художники

Актуальность данного пособия заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни.

Цель пособия:

Формирование эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству у детей дошкольного возраста посредством практического пособия.

Задачи пособия:

  • Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Расширять представления детей о народном искусстве и художественных промыслах.

  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Знакомить детей с произведениями живописи.

  • Формировать гражданственность детей через воспитание уважения к деятельности людей, прославивших наш край (народные умельцы Донбасса) и чувство гордости за их деятельность и достижения.

  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, петриковская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Развивать интерес к художественной культуре.

  • Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Данное практическое пособие можно использовать на занятиях разного направления: художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной и игровой деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми.

При построении практического пособия учитывались следующие принципы:

  • принцип единства эмоций, действий и интеллекта: то, что получает ребенок в процессе образовательной деятельности, должно быть пропущено им через сердце, руки и голову (чувства, пережитые в детстве, остаются в памяти на всю жизнь);

  • ориентир на общечеловеческие понятия – восприятие ребенка как равноправного партнера;

  • создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний с учетом его возраста, пола, накопленного опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;

  • интегрирование различных видов деятельности и отраслей знаний; сотрудничество с семьей и социумом.

Ценность данного пособия заключается в том, что оно обеспечивает комплексный подход в вопросах формирования жизненной компетентности старших дошкольников. В практическом пособии продумано, что целесообразно показать и о чём рассказать детям.

Практическое пособие состоит из познавательной и практической частей.

Работа по подготовке и изготовлению практического пособия Развивайка «В мире искусства» проводилась в  три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап:

  1. Изучение методической литературы и передового педагогического опыта коллег по художественно-эстетическому развитию

  2. Проведение диагностики знаний детей старше-подготовительной группы.

  3. Проведение анкетирования родителей, которое показало, что родители не уделяют должного внимания проблеме художественно-эстетического воспитания дошкольников, а ведь особое место в воспитании дошкольников занимает семья.

  4. Подбор художественной литературы, иллюстративного и игрового материала по знакомству с народными промыслами, художниками, картинами и др.

  5. Большое внимание уделено оформлению и структуре практического пособия: наличие обложки, определение игровых заданий, дизайнерское оформление страниц и др.

Основной этап:

  1. Составили алгоритм подготовки практического пособия. Определили темы и поставили цели.

  2. Обсудили содержание каждой странички практического пособия, подбор материала (картинки, рисунки, фотографии, стихи, загадки и т. д.).

  3. Обобщили собранный материал в программе Microsoft World (набор текста, дизайнерское оформление практического пособия).

  4. Практическое пособие Развивайка «В мире искусства» разделили на три части. Структура пособия соответствует требованиями Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность».

Основные содержательные направления практического пособия:

  1. Ребенок и народные промыслы Донбасса:

  • Гончарство

  • Лозоплетение

  • Кузнечное дело

  • Народные куклы

  1. Народные промыслы:

  • Хохлома

  • Городецкая роспись

  • Гжельская роспись

  • Жостовская роспись

  • Мезенская роспись

  • Палехская миниатюра

  • Павлопосадские платки

  • Дымковская игрушка

  • Филимоновская игрушка

  • Богородская игрушка

  • Матрешка

  • Петриковская роспись

  • Писанки

  1. Ребенок и художники:

  • Жанры живописи

  • Знакомство с художниками и их картинами:

  • Г.Ф. Отченашко (известный художник города Макеевки)

  • В.М. Васнецов

  • И.И. Шишкин

  • И.И. Левитан

  • И.Е. Репин

  • В.А. Серов

  • П.П. Кончаловский

  • И.Ф. Хруцкий

  • В.А. Ватагин

  • И.К.Айвазовский

  • Знакомство с художниками-иллюстраторами:

  • В. Сутеев

  • Ю. Васнецов

  • Е. Рачев

  • Л. Владимирский

  • Е.Чарушин

  • В. Чижиков

  • И. Билибин

  • В. Конашевич

  • А.Савченко

Заключительный этап:

На третьем этапе практическое пособие Развивайка «В мире искусства» было успешно адаптировано в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №33 города Макеевки на базе старшей группы.

Работа с пособием в дошкольном учреждении велась в нескольких направлениях: педагоги, дети, родители.

Работа с педагогами

Через организацию педагогических советов, мастер-классов, консультаций для педагогов осуществлялось теоретическое и практическое просвещение педагогов.

Также были использованы такие формы работы:

  • изучение индивидуальных особенностей воспитанников,

  • посещение и анализ занятий,

  • корректирование процесса,

  • наблюдение за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса,

  • взаимодействие с родителями,

  • осуществление диагностики.

Работа с родителями

С родителями были проведены такие формы работы как:

  • консультации

  • мастер-классы

  • родительские собрания

  • оформление папок - передвижек, выпуск информационных листов для родителей.

  • на сайте старшего воспитателя и сайте дошкольного учреждения выложен электронный вариант пособия

Работа с детьми

Пособие Развивайка «В мире искусства» используется в образовательной деятельности , в индивидуальной и подгрупповой работе, в самостоятельной деятельности детей.

В процессе использования пособия дети отгадывают загадки, разучивают стихи, знакомятся с разными видами искусства, учатся решать творческие и логические задания в игровой форме.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование практического пособия Развивайка «В мире искусства» является действенным и эффективным. По отзывам педагогов, данное пособие дает возможность гармонично и всесторонне развить личность ребенка:

  • повысить познавательную и эмоциональную активность;

  • развить нравственные основы личности;

  • накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.

Библиографический список

  1. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: «Карапуз –Дидактика», 2009. - 192 с.

  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 192 с.

  3. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей 2-е изд., испр. и доп.М.: Просвещение, 1982.- 208 с., ил., 16 л. вкл.

  4. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 2006. - 159 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кожушко Наталья Борисовна

Дата: 22.03.2022

Номер свидетельства: 602992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства