Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»»
Ясли –сад №9 «Нұршашу» г. Астана
Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»
Подготовила: воспитатель Денисова Л.И
Астана 2025г
Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»
Пластилинография — это увлекательная и развивающая форма изобразительного искусства, которая позволяет детям не только освоить технику работы с пластилином, но и развить творческое мышление, воображение, моторику и художественные способности. Важно правильно организовать процесс обучения детей дошкольного возраста, чтобы занятие было интересным и полезным. Вот некоторые практические рекомендации для педагогов, как эффективно проводить курс пластилинографии:
1. Создание благоприятной атмосферы
Для успешного восприятия курса необходимо создать комфортные условия. Помещения должны быть светлыми и просторными, а рабочие места — удобными для детей.
Дети должны чувствовать себя свободно и уверенно. Объясните им, что в творчестве нет ошибок, и каждый ребенок может проявить индивидуальность.
Обеспечьте достаточно пространства для работы, чтобы дети могли свободно двигаться, выбирать материалы и инструменты.
2. Подбор материалов и инструментов
Для курса «Пластилинография» необходимо использовать качественный пластилин разных цветов. Лучше выбирать пластилин средней жесткости, чтобы дети могли легко работать с ним, создавая различные формы и текстуры.
Важно обеспечить разнообразие инструментов: стеки, ножи, шприцы для выдавливания пластилина, текстурные коврики, линейки, кисточки и другие аксессуары для лепки и рисования.
Используйте различные основы для работы (бумагу, картон, ткань), а также дополнительные материалы, такие как природные элементы (листья, камни, песок), которые могут быть использованы для создания текстур и аппликаций.
3. Постепенность освоения техники
Занятия должны начинаться с простых заданий, которые постепенно усложняются по мере того, как дети осваивают основные приемы работы с пластилином. Например, сначала можно предложить ребенку создать простые формы (шарики, трубочки, лепешки), а затем перейти к более сложным композициям.
Начинайте с небольших элементов, например, с лепки отдельных фигур, затем переходите к созданию целых картин или объемных объектов. Например, сначала можно предложить слепить только цветы или фрукты, а затем создать композицию на тему «Осенний сад».
4. Использование различных техник пластилинографии
Пластилиновая живопись: предложите детям нарисовать простые формы или изображения на бумаге, а затем добавить к ним элементы из пластилина, например, создавая объемные детали (тучки, деревья, цветы).
Объемная лепка: используйте пластилин для создания объемных фигур животных, людей, растений и других объектов. Начинать можно с простых объектов и постепенно усложнять задания.
Мозаика из пластилина: предложите детям создавать картину или аппликацию, используя мелкие кусочки пластилина для заполнения определенной формы или композиции.
5. Развитие воображения и креативности
Давайте детям больше свободы для самовыражения, позволяйте им самостоятельно выбирать тему работы, цветовую гамму и формы. Важно, чтобы каждый ребенок мог проявить свою индивидуальность и творческий подход.
Включайте в задания элементы игры и воображения. Например, предложите детям создать пластилиновых героев для сказки или мультфильма, придумать сказочную историю о своем персонаже, а затем воплотить ее в пластилиновой картине.
6. Использование игр и упражнений
Для стимулирования творческого процесса можно использовать игровые элементы. Например, предложите детям поиграть в игру «Что это?» — изготавливать фигуры, которые дети потом должны угадать, например, из пластилина «вырезать» фрукты, животных, транспортные средства и т.д.
Занятия можно проводить в форме мини-проектов, где дети работают над одной общей темой в течение нескольких занятий. Например, проект «Мир животных», где на протяжении курса дети создают различные фигуры животных, создавая целую коллекцию.
7. Постепенная усложняемость заданий
Задания должны быть разнообразными, но постепенно усложняться. Начните с простых форм и постепенного перехода к более сложным композициям. Например, на первом этапе дети могут создавать простые объекты (шарики, столбики, кубики), а затем переходить к созданию более сложных фигур (животных, людей, зданий).
Важно, чтобы задания были увлекательными и не перегружали детей. За одним занятием дети должны успеть не только поработать, но и отдохнуть, чтобы не устать.
8. Поощрение и поддержка
Хвалите детей за их усилия и творчество, независимо от результата. Важно поддерживать позитивную атмосферу, где каждый ребенок чувствует свою ценность и успех.
Поощряйте не только конечный результат, но и сам процесс. Подчеркивайте оригинальность, находчивость и смелость при выборе идей.
Обсуждайте с детьми, что им понравилось в процессе работы, какие трудности они испытывали и как их преодолевали.
9. Интеграция с другими видами искусства
Включайте элементы других видов творчества, таких как музыка или литература, для создания вдохновения. Например, слушайте вместе с детьми музыку, которая поможет создать определенное настроение для работы, или читайте сказки и предлагайте детям слепить персонажей из пластилина.
Использование театральных элементов (например, создание пластилиновых персонажей для маленькой сценки) может также вдохновить детей на создание оригинальных работ.
10. Оценка и демонстрация работ
Завершайте занятия обсуждением работ, демонстрацией на выставке в группе. Это поможет детям увидеть свои достижения, развить уверенность в своих силах и гордость за свои творения.
Обсуждайте с детьми, что получилось у каждого, что они бы изменили в своей работе, что особенно им понравилось.
Основной задачей обучения в курсе «пластилинография» остается задача воспитания устойчивого интереса к пластилиновой живописи, ее процессу, качеству изображения и результату. Также необходимо:
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
- дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов в линейной и воздушной перспективе.
- формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы.
- формировать умения работать с натуры и по памяти.
- развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников.
- учить видеть прекрасное вокруг.
- высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим - в собственную эстетическую и художественную деятельность.
- формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
Большое внимание нужно формированию самостоятельного замысла - работе по замыслу ребенка отводится половина всей деятельности. Задачей этого периода обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные ранее знания и навыки. Основное значение приобретает работа над техническими навыками. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения, закреплению понимания, что для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, прищипывания.
Принципы и условия стимулирования детского творчества.
Можно выделить основные из них:
- Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
- Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
- Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы деятельностей, которые могут совместить разные области науки, искусства.
- Интеллектуальные условия создаются путём создания совместно с детьми творческих задач.
- Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов.
- Создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно - творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Оборудование общего назначения:
- Доска для рисования мелом.
- Губка.
- Наборы цветного и белого мела.
- Мольберт односторонний или двусторонний.
- Наборное полотно 60*50 или 80*50.
- Фланелеграф, магнитная доска
- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.
- Подставка для размещения работ по лепке.
- Указка.
- Валик для нанесения краски на бумагу.
- Настольная точилка для карандашей.
- Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.
- Фартук для педагога.
- Фартуки и нарукавники для детей.
Педагогические требования к развивающей предметно-пространственной среде организации уголка изобразительной деятельности:
- единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей;
- наличие соответствующих декоративных моментов;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
- доступность материала для детей, удобное расположение.
В дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением). В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов, гуашь 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Рекомендуют использовать акварельные краски, цветные восковые мелки, простые карандаши, пастель. Для лепки: глина, разноцветный пластилин, плотный картон, влажные салфетки. Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
- зона изобразительного творчества должна быть безопасной, доступной, эстетичной, универсальной, подвижной, содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной;
- учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.