kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказывается как молодым воспитателям организовать занятия с детьми в технике "пластилинография".  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»»

Ясли –сад №9 «Нұршашу» г. Астана





















Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»














Подготовила: воспитатель Денисова Л.И












Астана 2025г


Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»


Пластилинография — это увлекательная и развивающая форма изобразительного искусства, которая позволяет детям не только освоить технику работы с пластилином, но и развить творческое мышление, воображение, моторику и художественные способности. Важно правильно организовать процесс обучения детей дошкольного возраста, чтобы занятие было интересным и полезным. Вот некоторые практические рекомендации для педагогов, как эффективно проводить курс пластилинографии:

1. Создание благоприятной атмосферы
  • Для успешного восприятия курса необходимо создать комфортные условия. Помещения должны быть светлыми и просторными, а рабочие места — удобными для детей.

  • Дети должны чувствовать себя свободно и уверенно. Объясните им, что в творчестве нет ошибок, и каждый ребенок может проявить индивидуальность.

  • Обеспечьте достаточно пространства для работы, чтобы дети могли свободно двигаться, выбирать материалы и инструменты.

2. Подбор материалов и инструментов
  • Для курса «Пластилинография» необходимо использовать качественный пластилин разных цветов. Лучше выбирать пластилин средней жесткости, чтобы дети могли легко работать с ним, создавая различные формы и текстуры.

  • Важно обеспечить разнообразие инструментов: стеки, ножи, шприцы для выдавливания пластилина, текстурные коврики, линейки, кисточки и другие аксессуары для лепки и рисования.

  • Используйте различные основы для работы (бумагу, картон, ткань), а также дополнительные материалы, такие как природные элементы (листья, камни, песок), которые могут быть использованы для создания текстур и аппликаций.

3. Постепенность освоения техники
  • Занятия должны начинаться с простых заданий, которые постепенно усложняются по мере того, как дети осваивают основные приемы работы с пластилином. Например, сначала можно предложить ребенку создать простые формы (шарики, трубочки, лепешки), а затем перейти к более сложным композициям.

  • Начинайте с небольших элементов, например, с лепки отдельных фигур, затем переходите к созданию целых картин или объемных объектов. Например, сначала можно предложить слепить только цветы или фрукты, а затем создать композицию на тему «Осенний сад».

4. Использование различных техник пластилинографии
  • Пластилиновая живопись: предложите детям нарисовать простые формы или изображения на бумаге, а затем добавить к ним элементы из пластилина, например, создавая объемные детали (тучки, деревья, цветы).

  • Объемная лепка: используйте пластилин для создания объемных фигур животных, людей, растений и других объектов. Начинать можно с простых объектов и постепенно усложнять задания.

  • Мозаика из пластилина: предложите детям создавать картину или аппликацию, используя мелкие кусочки пластилина для заполнения определенной формы или композиции.

5. Развитие воображения и креативности
  • Давайте детям больше свободы для самовыражения, позволяйте им самостоятельно выбирать тему работы, цветовую гамму и формы. Важно, чтобы каждый ребенок мог проявить свою индивидуальность и творческий подход.

  • Включайте в задания элементы игры и воображения. Например, предложите детям создать пластилиновых героев для сказки или мультфильма, придумать сказочную историю о своем персонаже, а затем воплотить ее в пластилиновой картине.

6. Использование игр и упражнений
  • Для стимулирования творческого процесса можно использовать игровые элементы. Например, предложите детям поиграть в игру «Что это?» — изготавливать фигуры, которые дети потом должны угадать, например, из пластилина «вырезать» фрукты, животных, транспортные средства и т.д.

  • Занятия можно проводить в форме мини-проектов, где дети работают над одной общей темой в течение нескольких занятий. Например, проект «Мир животных», где на протяжении курса дети создают различные фигуры животных, создавая целую коллекцию.

7. Постепенная усложняемость заданий
  • Задания должны быть разнообразными, но постепенно усложняться. Начните с простых форм и постепенного перехода к более сложным композициям. Например, на первом этапе дети могут создавать простые объекты (шарики, столбики, кубики), а затем переходить к созданию более сложных фигур (животных, людей, зданий).

  • Важно, чтобы задания были увлекательными и не перегружали детей. За одним занятием дети должны успеть не только поработать, но и отдохнуть, чтобы не устать.

8. Поощрение и поддержка
  • Хвалите детей за их усилия и творчество, независимо от результата. Важно поддерживать позитивную атмосферу, где каждый ребенок чувствует свою ценность и успех.

  • Поощряйте не только конечный результат, но и сам процесс. Подчеркивайте оригинальность, находчивость и смелость при выборе идей.

  • Обсуждайте с детьми, что им понравилось в процессе работы, какие трудности они испытывали и как их преодолевали.

9. Интеграция с другими видами искусства
  • Включайте элементы других видов творчества, таких как музыка или литература, для создания вдохновения. Например, слушайте вместе с детьми музыку, которая поможет создать определенное настроение для работы, или читайте сказки и предлагайте детям слепить персонажей из пластилина.

  • Использование театральных элементов (например, создание пластилиновых персонажей для маленькой сценки) может также вдохновить детей на создание оригинальных работ.

10. Оценка и демонстрация работ
  • Завершайте занятия обсуждением работ, демонстрацией на выставке в группе. Это поможет детям увидеть свои достижения, развить уверенность в своих силах и гордость за свои творения.

  • Обсуждайте с детьми, что получилось у каждого, что они бы изменили в своей работе, что особенно им понравилось.

Основной задачей обучения в курсе «пластилинография» остается задача воспитания устойчивого интереса к пластилиновой живописи, ее процессу, качеству изображения и результату. Также необходимо:

- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

- дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов в линейной и воздушной перспективе.

- формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы.

- формировать умения работать с натуры и по памяти.

- развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников.

- учить видеть прекрасное вокруг.

- высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим - в собственную эстетическую и художественную деятельность.

- формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.

Большое внимание нужно формированию самостоятельного замысла - работе по замыслу ребенка отводится половина всей деятельности. Задачей этого периода обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные ранее знания и навыки. Основное значение приобретает работа над техническими навыками. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения, закреплению понимания, что для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, прищипывания.

Принципы и условия стимулирования детского творчества.

Можно выделить основные из них:

- Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

- Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

- Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы деятельностей, которые могут совместить разные области науки, искусства.

- Интеллектуальные условия создаются путём создания совместно с детьми творческих задач.

- Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов.

- Создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно - творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Оборудование общего назначения:

- Доска для рисования мелом.

- Губка.

- Наборы цветного и белого мела.

- Мольберт односторонний или двусторонний.

- Наборное полотно 60*50 или 80*50.

- Фланелеграф, магнитная доска

- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке.

- Указка.

- Валик для нанесения краски на бумагу.

- Настольная точилка для карандашей.

- Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.

- Фартук для педагога.

- Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к развивающей предметно-пространственной среде организации уголка изобразительной деятельности:

- единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей;

- наличие соответствующих декоративных моментов;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- доступность материала для детей, удобное расположение.

В дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением). В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов, гуашь 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Рекомендуют использовать акварельные краски, цветные восковые мелки, простые карандаши, пастель. Для лепки: глина, разноцветный пластилин, плотный картон, влажные салфетки. Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

- зона изобразительного творчества должна быть безопасной, доступной, эстетичной, универсальной, подвижной, содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной;

- учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.  

-использование детского дизайна в оформлении;

-наличие произведений искусства;

-изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

-оборудование для рисования, лепки, аппликации;

-работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры); 

-различная техника изобразительного творчества (образцы, схемы);

-развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-жанры живописи

-дошкольный возраст;

-образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);

- уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);

-наличие игрового персонажа.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»

Автор: Денисова Л.И,

Дата: 21.03.2025

Номер свидетельства: 667008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства