kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ППластилинография как средство познания мира и развития восприятия у детей раннего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций,                              то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить                               то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем                                      для его развития деле является пластилин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ППластилинография как средство познания мира и развития восприятия у детей раннего дошкольного возраста»


Пластилинография как средство познания мира и развития восприятия у детей раннего дошкольного возраста

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая, детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу. Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша. В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Я несколько лет работала над обучением детей нетрадиционному рисованию и вот уже второй год заинтересовалась отдельной техникой нетрадиционного рисования – пластилинографией или рисование пластилином по методике Г. Н. Давыдовой.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Основными задачами обучения детей данной техники являются:

  • формирование навыков и умений работы с платилином;

  • освоение новых приемов и создание с их помощью сюжетных картин

  • обучение ориентироваться на листе бумаги;

  • пробуждение интереса к окружающему миру;

  • развитие мелкой моторики;

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, дать детям возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, удивляться, радоваться.

Использование данной методике позволили достигнуть следующих результатов:

  • овладение продуктивными навыками работы с пластилином и использованием различных техник для создания изображения;

  • развитие мелкой мускулатуры рук и пространственных ориентиров;

  • побуждение интереса к собственной деятельности.

В результате развития продуктивной деятельности детей показатель на начало года составлял 55%, середину года 70%.

Методика «Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдовой содержит принцип интеграции образовательных областей, в которой наиболее эффективно решаются следующие задачи образовательного процесса: здоровье, физическая культура, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка.

Для работы с детьми раннего возраста подбирается пластилин чистых цветов, мягкий, нелипнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчески, стеки.

В соответствии с тематическим планированием подобран материал и систематизирован в картотеку: подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, русский народный фольклор. Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идет предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета. Первоначальными приемами обучения в рисовании пластилином являются скатывание в соответствующую форму.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру. В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физкультминутку, если дети устали. В заключительной части дети встают, переходят на ковёр или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции. Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

Методика Давыдовой предполагает тематическое планирование:

  • растительный мир: «Мы делили апельсин», «Травушка-муравушка»






  • животный мир: «Клубочки для котика»; «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось», улыбнулось», «Вышла курочка гулять»

  • занятия людей: «Самолет летит»

  • мамин день: «Бусы для Люси»

Для повышения родительской компетентности по методике Г. Н. Давыдовой «Пластилинография для малышей» предложены следующие формы: анкетирование, консультация с узким специалистом, мастер-класс. Обобщение опыта в домашних условиях.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников.

Буду очень рада, если представленный опыт пригодится вам в практике работы с детьми. Желаю творческих успехов!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Перепёлкина Елена Геннадьевна

Дата: 21.11.2021

Номер свидетельства: 592157


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства