Познавательно-творческий проект в средней дошкольной группе "Покрова на Дону"
Познавательно-творческий проект в средней дошкольной группе "Покрова на Дону"
Проект знакомит детей с иконой праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» и с историческим событием, легшим в основу возникновения праздника. Способствует осмыслению детьми его духовно-нравственного содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект в средней дошкольной группе "Покрова на Дону"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
детский сад № 8 «Звездочка»
Автор проекта: воспитатель
Науменко Наталия Владимировна
2023 г
Проект
По количеству участников: групповой
По приоритету метода: познавательно-творческий; игровой
По продолжительности: краткосрочный с 02.10 по 13.10.2023г
Участники реализации проекта:
Воспитатель,
Воспитанники средней группы;
Родители воспитанников
Цель: Познакомить с иконой праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» и с историческим событием, легшим в основу возникновения праздника. Способствовать осмыслению детьми его духовно-нравственного содержания.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с народными праздниками их обычаями и традициями.
Содействовать формированию патриотических чувств у дошкольников, на основе приобщения к традициям донских казаков
Учить обращаться за помощью к небесным покровителям в сложных жизненных ситуациях.
Познакомить с традиционными сельскими занятиями, связанными с покровскими днями.
Обогащать музыкальный и социально-нравственный опыт детей.
Создать условия для реализации творческой деятельности.
Формирование Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение казачьих игр,
Используемые методы:
- одномоментности(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, сказания, посиделки);
- практический (раскраски, поделки, самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей
Пробуждение интереса к историческому наследию, культуре и традициям своей страны. Воспитание любви к малой родине.
Раскрытие творческого потенциала детей
Развитие артистических способностей детей.
Приобщение к духовному наследию и формирование духовно-нравственных ориентиров.
Актуальность
Любой праздничный день, красный день календаря – это частичка российской истории, порой уходящая своими корнями в далекое прошлое, ибо в основе возникновения праздника, его официального признания лежат конкретные исторические события и даты. Не являются исключением из этого правила и православные праздники. Их проведение в образовательных и учебных заведениях – это воспитание души тех, кто будет творить нашу историю в ближайшем будущем, ведь их роль в духовно-нравственном воспитании детей сложно переоценить. А в современном мире формирование духовной и культурной личности является одним из приоритетных направлений развития общества, осуществляется интенсивный поиск естественных и органичных путей интеграции в воспитательный процесс дошкольного учреждения традиционной духовно-нравственной культуры. Становится хорошей традицией проведение в детских садах православных праздников.
Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам православной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.
Работа над проектом проходила в 3 этапа:
1 этап:
Выявление первоначальных знаний детей о празднике Покров Пресвятой Богородицы.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о праздновании Покрова на Дону, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, фольклор по данной теме
Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации
Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап: Практическая часть. Реализация осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.
Проведение мероприятий в группе.
Работа с родителями по заданной теме.
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
Познакомить детей с историей возникновения праздника, с традициями, обрядами, народными приметами и поговорками , связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.
Консультация для родителей «Покров Пресвятой Богородицы»
Изготовление совместно с детьми поделок на тему «Что нам осень принесла»
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок об осени, вырезание осенних листьев, овощей). - индивидуальная работа по развитию речи игра «Доскажи словечко»
Итог:
Выставка творческих работ детей в рамках проекта
Выставка совместных работ детей с родителями на тему «Что нам осень принесла»
Казачий праздник «Покровские посиделки»
Приложение 1
Сказание об истории возникновения праздника «Покрова Пр6есвятой Богородицы»
Образовательная область: познавательно-речевое
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»
Программное содержание
Познакомить детей с иконой Покрова как одной из икон Богородицы.
Содействовать развитию связной речи, умения подбирать прилагательные. Воспитывать интерес к православной культуре, эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа: Дева Мария, Богородица, Божественный сын, город Константинополь, молитва о помощи, храм, покроет, Покрова Пресвятой Богородицы, Облупа.
Предварительная работа: дид/игра «Добрые слова», рассматривание репродукций икон, беседа о добрых поступках и делах, Игра Шарф-Покров.
Материалы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы, запись колокольного звона, цветок состоящий из разрезанных разноцветных бумажных лепестков и серединка цветка.
Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Где они звонят?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.
А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.
(На полке избыточной информации икона Покрова Пресвятой Богородицы.)
Воспитатель показывает икону и рассказывает детям.
Дева Мария была самой-самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Божественным сыном. Просит, чтобы мы не болели, были послушными, хорошими.
Воспитатель: А теперь я хочу вам рассказать одну историю:
Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи.
-А где надо молиться Богу? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вот они и собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей увидел над своей головой Деву Марию с Ангелами.
Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной платок похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов.
Воспитатель: В этот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Он отмечается 14 октября и сейчас защищает всех, кто просит ее о помощи.
Воспитатель. Послушайте стихотворение.
Осень землю покрывает
Пестрым праздничным ковром
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом.
Всех в огромном жизни море
Богородица согреет и простит.
Страждущих всегда утешит в горе,
И Покровом драгоценным защитит.
Я вам предлагаю поиграть в игру « Шарф-Покров».
Воспитатель. Когда вы услышите веселую музыку, хлопайте в ладоши (звучит веселая музыка). А если звучит грустная музыка поднимите руки попросите «Шарф – покров помоги». (ведущая раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Добрые слова».
Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остается у воспитателя. Им предлагается придумать доброе, вежливое, ласковое слово, которое они хотели бы подарить Богородице за ее безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый цветок добра.
- Посмотрите, ребята на ваших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым как этот цветок.
Воспитатель: - О каком православном празднике вы узнали сегодня?
-Какие еще праздники вы знаете?
-Можно ли назвать чудом спасение города Константинополя?
Приложение 2
Беседы с детьми
История праздника
Святой Андрей жил подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем. Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был восхищен в рай, где видел самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле. Было это так.
Город, где жил святой Андрей, окружили враги, и жители собрались в церквах, чтобы помолиться об избавлении города от врагов. Святой Андрей и его ученик Епифаний тоже были в храме. И вдруг святой, подняв голову, увидел Царицу Небесную. Она шла по воздуху, окруженная ангелами и святыми, а рядом с Ней шли апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн. Пресвятая Дева встала на колени и начала молиться, а потом Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над людьми, защищая их от врагов. Это чудо видели только святой Андрей и Епифаний, они рассказали о нём всем людям, и этот рассказ произвел сильное впечатление.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы православный мир неизменно отмечает 14 октября. Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери.
Этот праздник празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих. В честь этого праздника строилось множество храмов. Чудо русского средневекового зодчества – храм Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного в Москве. Восемь башнеобразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Уже позднее к ним были сделаны пристройки, нарушившие композицию.
Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Может быть, кто-нибудь из вас знает такую историю? Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся» машиной возникла женщина, Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер выскочил из кабины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел немного вперед - там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей
Приложение 3
Приметы, связанные с праздником Покров
Согласно народным приметам, какая погода на Покров, то такая будет и зима. Считалось, что до Покрова – осень, а после Покрова наступает зима. Само название праздника горит о том, что в этот день земля покрывается листом или снегом.
Если до Покрова журавли улетели на юг, то зима придёт рано и будет холодная.
Если к Покрову берёза и дуб полностью сбросили листья, то зима будет теплой.
Если белка до 14 октября белки сменили шубу, то зиму стоит ждать хорошую.
Если 14 октября дует восточный или северный ветер, то зима будет холодная.
Если на Покров выпадет снег, то он пойдёт в Дмитриев день (8 ноября) и на Рождество.
Если на Покров дождь идёт, то остаток осени будет плохая ненастная погода.
Если 14 октября погода установится ясная и теплая, то осень затянется, снега не будет до Михайлова дня (21 ноября).
.
Приложение 4
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
Воспитательные: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Словарная работа:
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Материалы: Цветной картон, листья от деревьев засушенные, клей, салфетки, клеёнка, букет из осенних листьев разных расцветок и форм, Картина «Золотая осень».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Татьяны Гусаровой, которое называется «Осень - швея» и расскажите про что оно.
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю рассмотреть картину - «Золотая осень».
Воспитатель: - Какие краски выбрал художник для её изображения? (Ответы детей)
Воспитатель: - Во время листопада листья образуют на земле красивый ковер. Закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад. Представили? А теперь расскажите мне, как падают листья во время листопада? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы выполните аппликацию на тему «Ковер из осенних листочков».
Посмотрите, у вас на столах лежат разноцветные засушенные листья: желтые, зеленые, оранжевые.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как я сделаю осенний ковер из листочков.
(Показ выполнения работы воспитателем). Вы можете по своему расположить листья на ковре. Можете пользоваться схемой.
Физкультминутка «Лети листок»
Осень в гости к нам пришла, (Дети берутся за руки и идут по кругу)
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, (Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в
С веток листву сдувает. сторону)
Листья на ветру кружатся (разбегаются в разные стороны, кружатся и
приседают)
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем (опять собираются в кружок)
Дети выполняют аппликацию самостоятельно.
Воспитатель: - Посмотрите, дети, какой яркий ковёр из осенних листьев получился! Вы старались, работали аккуратно, дружно. Молодцы!
Воспитатель вместе с детьми рассматривает осенний ковер у каждого ребенка.