kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно – творческий проект "Пальчиковый театр" во второй младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр – это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Но, самое главное – стимулирует развитие мышления ребёнка, вырабатывает ловкость, умения управлять своими движениями.

     Театрализованная деятельность в детском саду - это самый лучший способ, чтобы помочь детям раскрыть себя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно – творческий проект "Пальчиковый театр" во второй младшей группе»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Возраст детей: дети второй младшей группы

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Проблема

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, всё больше предоставляя его телевизору и компьютеру. К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку – приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики.


Актуальность

Актуальность обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детской деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».

Одним из самых эффективных способов развития ребёнка в младшем возрасте является театрализованные игры. Это всегда близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Для детей в возрасте 3-4 лет, пальчиковый театр – это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Но, самое главное – стимулирует развитие мышления ребёнка, вырабатывает ловкость, умения управлять своими движениями.

Театрализованная деятельность в детском саду - это самый лучший способ, чтобы помочь детям раскрыть себя. Эта деятельность для детей словно развлечение, так как положительные эмоции помогают ребёнку раскрепоститься, и, как бы «включают» фантазию для дальнейшего перевоплощения. Одна из самых главных задач - это развитие речи и эта задача решается с помощью произносимых слов, словосочетаний, стихотворных строчек. С каждым разом, обыгрывая сказку или ситуацию слова произносятся чётче и с выражением. Чем чаще проводится театрализованная деятельность, тем быстрее ребёнок начинает различать монологическую речь от диалогической. Именно игра в театр помогает раскрыть личность, особенность и индивидуальность ребёнка. В театрализованной деятельности очень легко сформировать новые и необходимые навыки, обучить и рассказать, так как ребёнок занять очень интересным делом и игра вызывает хорошее эмоциональное состояние.

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Это играет очень большую и важную роль для общего развития ребёнка.

Продолжительность проекта: краткосрочный (01.06.2018 - 01.07.2018)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель: развитие мелкой моторики детей и знакомство их со сказкой «Теремок» посредством пальчикового театра.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать представление о пальчиковом театре "Теремок", расширить кругозор детей.

  2. Активизировать словарь детей.

  3. Формировать представление о различных видах театра.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук.

  2. Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки.

  3. Способствовать развитию устной речи, путём движения пальцев рук.

  4. Способствовать развитию воображения, мышления с помощью игр и пальчикового театра.

  5. Сформировать у детей умение передавать характер персонажей с помощью своей мимики, эмоций, жестов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность.

  2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и бережного отношению к окружающему миру через сказки.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • у детей более развита моторика пальцев рук, мимика, внимание, память, воображение, речь.

  • проявляют интерес к пальчиковому театру;

  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

  • дети используют пальчиковые игры в повседневной жизни;

  • отзывы родителей и педагогов;

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию пальчикового театра в работе с детьми;

  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Процесс реализации нашего проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.


Ход реализации проекта

Первый этап – подготовительный

(01.06-07.06)

  1. Провести беседы с детьми, прочитать сказку "Теремок".

  2. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, оформление комплекса речевых, пальчиковых игр, этюдов. (Приложение 1).

  3. Подготовка оборудования для реализации данного проекта

  4. Анкетирование родителей «Эффективно ли планомерное использования театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет» (Приложение 8)

  5. Оформление памятки для родителей «Организация театрализованной деятельности в семье» (Приложение 10).


Второй этап – основной

(08.06-22.06)

Взаимодействие с детьми

  1. Беседы с детьми: "Что такое театр?", «Мои любимые сказочные герои», «Любимые мультфильмы» (Приложение 7).

  2. НОД «Теремок», «Играем в театр», «Стоит в поле теремок» (Приложение 4).

  3. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.

  4. Пальчиковые, речевые, подвижные игры.

  5. Чтение русских – народных сказок: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди» обр. А. Толстого, обр. А. Афанасьева; «Снегурочка и лиса» обр. М Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Рукавичка»; «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой.

  6. Игры – имитации: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»

  7. Показ театра воспитателем «Колобок», «Теремок».

  8. Рассматривание иллюстраций к сказкам. («Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка»).

  9. Дидактические игры «Угадай настроение», «Назови друга ласково», «Петушок и его семья», «Угадай, из какой я сказки?», «Расскажем сказку вместе», «Собери сказку», «Играем, мелкую моторику развиваем», «Игры с крупой».

  10. Мимические этюды «Медвежата», «Один дома», «Кот Васька», «Лисичка подслушивает» и др. (Приложение 2)

  11. Драматизация сказки «Теремок».


Взаимодействие с родителями

  1. Оформление папок – передвижек "Развитие мелкой моторики", "Чем полезна театрализованная деятельность?".

  2. Организация консультаций для родителей «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра» (Приложение 9).

  3. Помощь родителей (совместная деятельность с детьми) в изготовлении атрибутики для пальчикового театра.

  4. Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.


Третий этап – заключительный

(25.06-29.06)

Показ детьми сказки «Теремок» для детей детского сада и родителей.


В ходе проекта нами был подобран комплекс упражнений, пальчиковых игр и этюдов для детей 3-4 лет (Приложение 1).

Форма проведения пальчиковых игр – индивидуальная: ребенок – воспитатель.

Частота проведения занятий (комплексов пальчиковых игр) - 2 раза в день (утром, после прогулки и вечером – перед прогулкой), в неделю – 10 занятий, в месяц – 36.

План проведения пальчиковых игр представлен в Приложении 3.






































Приложение 1


Содержание комплексов пальчиковых игр для детей 3-4 лет жизни


КОМПЛЕКС № 1

Занятия 1-7.

Тема «Мальчик-с-пальчик».

Ход пальчиковой гимнастики

Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

Упражнение 2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

Упражнение 3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Упражнение 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

Упражнение 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

КОМПЛЕКС № 2

Занятия 8-14.

Тема «Коза, зайцы и белка».

Ход пальчиковой гимнастики

Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

Упражнение 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Упражнение 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

Упражнение 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Упражнение 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

КОМПЛЕКС № 3

Занятия 15-21.

Тема «Котенок».

Ход пальчиковой гимнастики

Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Упражнение 2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

Упражнение 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

Упражнение 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

Упражнение 5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «КОТЕНОК».

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этой маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.

Этот маленький котенок отморозил себе нос.

Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».

«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

(Спрячьте большой палец ребенка в кулачок). Указательным пальцем одной руки ребенка воспитатель по очереди дотрагивается до пальцев другой. Начинайте с мизинца. Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

КОМПЛЕКС № 4

Занятия 22-28.

Тема «Друзья».

Ход пальчиковой гимнастики

Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

Упражнение 2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

Упражнение 3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

Упражнение 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Упражнение 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «ДРУЗЬЯ»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

Нам гулять идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

КОМПЛЕКС № 5

Занятия 29-36.

Тема «Ну-ка, братцы, за работу».

Ход пальчиковой гимнастики

Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение 1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

Упражнение 2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

Упражнение 3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

Упражнение 4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

Упражнение 5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

















Приложение 2

Мимические этюды


Этюд «Медвежата»

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрылего, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Один дома"

Мама- Енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышныразные шорохи. Крошке-енотустрашно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Лисичка подслушивает"

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Этюд "Кот Васька"

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался вкухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюд "Соленый чай"

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместосахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противностало у него во рту! Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Этюд "В лесу"

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он сталприслушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Нотут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался:теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)

«Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

«Тише»

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»










Приложение 3


План проведения пальчиковых игр с детьми 3-4 лет


№ занятия

Тема занятия

Комплекс пальчиковой гимнастики

Цели и задачи

1-7

«Мальчик-с-пальчик»

№ 1

Цель: развитие координации и синхронности движений мелкой моторики.

Задачи: выработка ловкости, умения управлять движениями пальцев, рук, концентрировать внимание, развитие речи детей.

8-14

«Коза, зайцы и белка»

№ 2

Цель: развитие координации и гибкости движений мелкой моторики.

Задачи: выработка гибкости и ловкости, умения выполнять действия по образцу и словесной инструкции, управлять движениями пальцев, рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности, способствовать развитию речи детей. Воспитание у детей интереса к видам деятельности, требующим движений пальцев и кистей рук.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательно – творческий проект "Пальчиковый театр" во второй младшей группе

Автор: Гаврилова Светлана Борисовна

Дата: 16.09.2018

Номер свидетельства: 477896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Проектная деятельность на тему: "Домашние животные""
    ["seo_title"] => string(50) "proektnaia_deiatelnost_na_temu_domashnie_zhivotnye"
    ["file_id"] => string(6) "579815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620156804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства