kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно-творческий проект "Как на праздник на Покров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект в доступной форме помогает познакомить малышей с народным праздником Покровом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект "Как на праздник на Покров"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка»
















Автор проекта: воспитатель

Науменко Наталия Владимировна




















2022 г





Проект

По количеству участников: групповой

По приоритету метода: познавательно-творческий;

По продолжительности: краткосрочный с03.10 по 14.10.2022г

Участники реализации проекта:

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

Воспитанники младшей группы;

Родители воспитанников


Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, родителей и педагогов способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников  педагогического  процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре.

Задачи:

  • Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам.

  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Покрова, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.

  • Содействовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого мышления детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Покров».

  • Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования

  • Создать условия для самостоятельного ознакомления детей с историей и традициями своего народа, пополнение группового мини музея;


  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к казачьим праздничным традициям и обычаям.

  • Создать условия для реализации творческой деятельности.

  • Формирование патриотических чувств у дошкольников, на основе приобщения к традициям русского народа

  • Вовлечь  родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.

  • Используемые методы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (раскраски, поделки, самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- проблемно – мотивационный;

- наблюдение;

- творческая деятельность.

Ожидаемые результаты:

У детей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Участники проекта получат возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Познакомятся со стихами, картинами, иконами, посвященными данному празднику.

Дети научатся играть в народные, казачьи игры, проводимые в период празднования;

получат навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Результаты проекта: 

Казачьи посиделки «Как на праздник, на Покров»


Актуальность

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные казачьи игры, в которые дети очень любят играть и конечно же традиционные праздники народного календаря .

        Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями казачества, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

          С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

      Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам православной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.

Работа над проектом проходила в 3 этапа:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о празднике Покров Пресвятой Богородицы.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о праздновании Покрова на Дону, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, фольклор по данной теме

  • Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации

  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: Практическая часть. Реализация осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

  • Проведение мероприятий в группе.

  • Работа с родителями по заданной теме.

  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

  • Совместная деятельность.

  • 3 этап

  • Просмотр театрализованного представления «Казачьи традиции»

  • Выставка поделок на тему «Что нам осень принесла»

  • Итоговое мероприятие. Развлечение «Как на праздник, на Покров»



Предварительная работа:

сбор литературы, информации и наглядности по теме;

работа с родителями по подготовке к проекту;

изготовление папки передвижки для родителей «Праздник Покров Пресвятой Богородицы»;



Содержание проекта.

Речевое развитие

Сказание «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Цель: Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве.

Познакомить с иконами «Покрова» и «Казанской Божьей Матери».

Продолжать знакомить с праздником Покров Пресвятой Богородицы, с традициями, обрядами, народными приметами и поговорками , связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.


Презентация «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы»

Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Беседы «Домашние добрые дела». «Я старался быть добрым». «История праздника Покрова», «Для чего нужны платки?»

Обсуждение пословиц, поговорок и народных примет.

Заучивание наизусть стихов о празднике

Чтение художественной литературы

Чтение народной легенды о празднике Покрова;

Разгадывание загадок

Чтение фольклорных произведений (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

Познавательное развитие

Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.

НОД «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Речевое развитие

Беседа о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.


Беседы с использованием презентаций.

Беседа «Православный праздник Покров».

Цель: продолжить знакомство детей с православными праздниками, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций казачества и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных мероприятий к Покрову дню. Формировать у детей понятия о милосердии, доброте.

Рассматривание фотографий «Покровских» храмов

Сказание «Покрывает все Покровом Богородица сама».

Посиделки «Приметы, связанные с праздником Покров»

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность.

Казачьи игры: «Курень», «Перетяни шашку», «Передай папаху», «Шашку бери!»

Хороводные игры: «Шарф-покров»,

музыкальная игра «Огородная - хороводная»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Рассматривание иллюстраций на тему «Покров Пресвятой Богородицы»

Просмотр театрализованного представления «Казачьи традиции»

Лепка «Что нам осень подарила»

Аппликация «Ковер из листочков», «Осенний ковер»

Рисование «Листопад», «Цветы на салфетках»

Музыкально-художественная деятельность

Разучивание песен, хороводов, стихотворений, игр.

Слушание: песнопений, Колокольного звона , казачьих песен «Как за Доном, за рекой», «Эх, донские казаки»

Пение: Песня «Осень, осень наступила», «Дождик».

Танец- игра «Лужицы»

Работа с родителями:

Папка –передвижка «Праздник Покров Пресвятой Богородицы»;

Консультация для родителей  «Покров Пресвятой Богородицы»

Изготовление совместно с детьми поделок на тему «Что нам осень принесла»

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок об осени, вырезание осенних листьев, составление композиции «Осенний ковёр»).
- индивидуальная работа по развитию речи  игра «Доскажи словечко»



Итог:

Оформление коллективного панно «Покров –поворот к зиме» 

Выставка рисунков детей «Разноцветная Осень»

Выставка совместных работ детей с родителями на тему «Что нам осень принесла»        

Казачьи посиделки «Как на праздник, на Покров»


















































Приложение 1


Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

Образовательная область: познавательно-речевое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Знакомство с иконой Покров Пресвятой Богородицы»

Цель: Воспитание у детей желания видеть в людях хорошее.

Программное содержание

Познакомить детей с иконой Покрова как одной из икон Богородицы.

Содействовать развитию связной речи, умения подбирать прилагательные. Воспитывать интерес к православной культуре, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа:  Дева Мария, Богородица, Божественный сын, город Константинополь, молитва о помощи, храм, покроет, Покрова Пресвятой Богородицы, Облупа.

Предварительная работа: дид/игра «Добрые слова», рассматривание репродукций икон, беседа о добрых поступках и делах, Игра Шарф-Покров.

Материалы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы, диск с записью колокольного звона, цветок состоящий из разрезанных разноцветных бумажных лепестков и серединка цветка.

Ход НОД

1.Организационный момент: звон колоколов (включить запись на диске).

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Где они звонят?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.

(На магнитной доске вывешивается икона Покрова Пресвятой Богородицы.)

Воспитатель показывает икону и рассказывает детям.

«Дева Мария была самой-самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Божественным сыном. Просит, чтобы мы не болели, были послушными, хорошими.

Воспитатель: А теперь я хочу вам рассказать одну историю:

Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи.

-А где надо молиться Богу? Ответы детей.


Воспитатель: Верно, вот они и собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей увидел над своей головой Деву Марию с Ангелами.

Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной платок похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов.

Воспитатель: В этот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Он отмечается 14 октября и сейчас защищает всех, кто просит ее о помощи.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе,

И Покровом драгоценным защитит.

Я вам предлагаю поиграть в игру « Шарф-Покров».

Воспитатель. Когда вы услышите веселую музыку, хлопайте в ладоши (звучит веселая музыка). А если звучит грустная музыка поднимите руки попросите «Шарф – покров помоги». (ведущая раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Добрые слова».

Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остается у воспитателя. Им предлагается придумать доброе, вежливое, ласковое слово, которое они хотели бы подарить Богородице за ее безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый цветок добра.

- Посмотрите, ребята на ваших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым как этот цветок.

Воспитатель: - О каком православном празднике вы узнали сегодня?

-Какие еще праздники вы знаете?

-Можно ли назвать чудом спасение города Константинополя?






Приложение 2



ПОКРОВ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ - КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК. ПОЧЕМУ?


Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни. Надежда на покровительство Матери Бога Живого, упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен "Азовского сидения" казаки особенно чтят праздник Покрова.
Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров."
АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ ИЛИ ПОЧЕМУ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК НА ПОКРОВ

Мало теперь кто знает, откуда пошла традиция на православный праздник Покрова Божьей Матери отмечать Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск. Связана эта традиция с так называемым Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия.
Во время владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.
Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу.
На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью».
В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города.
Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам.
Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 5000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы.
Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.
Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар,6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей.
Батареи открыли ураганный огонь. Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов.
После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери.
Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками.
Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери.
Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками.
Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали».
Однако тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов. Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.
Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.
В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека.
Под утро страшные, опаленные, со сверкающими нечеловеческим огнем глазами, они двинулись на врагов. Но к удивлению своему не нашли ни одной живой души.
Только где-то у моря раздавался глухой шум отступающих турецких войск.
С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери.
На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.

Источник http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/73482/azovskoe-sidenie-ili-pochemu-kazaki-otmechayut-svoy-prazdnik-na-pokrov/



















Приложение 3


Конспект образовательной деятельности

Образовательная область «Познание»

Тема: «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Программное содержание:

Закрепить знания детей об осенних праздниках, напоминающих нам о Пресвятой Богородице: Покрова(14 октября), иконы Казанской Божьей Матери (4 ноября), Рассказать о храме «Покрова Пресвятой Богородицы», находящемся в станице Ирклиевской.

Познакомить с иконами «Покрова» и «Казанской Божьей Матери».

Познакомить с народными приметами и поговорками, связанными с праздником. Показать детям необходимость доброго отношения друг к другу.

Воспитывать у детей интерес к родной культуре и ее традициям, помочь детям осознать взаимосвязь между нравственными качествами и поступками, подвести к

выводу о взаимосвязи добрых мыслей и поступков, сформировать представление о важности благодарения как нравственном акте.

Содействовать развитию словарного запаса, умению строить предложения, отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свои мысли и чувства. Способствовать развитию памяти и воображения.

Новые слова, понятия:

Богородица, , милосердие, смирение, покров, скромность.

Наглядно-иллюстративный материал:

Иллюстрации икон Пресвятой Богородицы, иллюстрации икон праздников, посвященных Богородице, легкое покрывало из красивой ткани.

Предварительная и последующая работа:

Индивидуальное разучивание стихотворений об осени; объяснение понятия «икона»; рассматривание икон на слайдах.

Ход и содержание занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Расписала Осень золотом сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Осень дарит праздники бесконечно нам.

Беседа воспитателя с детьми:

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответы детей).

- Какие осенние праздники вы знаете? (Ответы детей).

И сегодня я расскажу вам о Пресвятой Богородице.

Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу – Мать.

  1. Знакомство с осенними праздниками из жизни Пресвятой Богородицы и рассматривание икон «Казанской Божьей Матери» и «Покрова Пресвятой Богородицы»

Богородица была самой-самой доброй, кроткой и смиренной Девой на земле, поэтому Бог и родился от нее. Она всегда была со своим Сыном, во всем подражая Его делам, никогда не делая ничего напоказ. За эту скромность Бог никогда не оставлял Ее и, когда она умерла, воскресил и забрал к Себе на небо. По своей доброте и любви к людям она всегда мо­лится за нас перед своим Божественным сыном. И Он, как сын, всегда внимательно слушает ее молитвы и милует тех, за кого она заступается. И поэтому 14 октября отмечается еще один церков­ный праздник в честь Пресвятой Богородицы - Покрова Пресвятой Бо­городицы. Этот праздник как раз рассказывает про один из таких случаев. Пресвятая Дева молилась Сыну Своему, Иисусу Хрис­ту, о спасении города Константинополя. Потом сняла с головы Своей платок-покрывало и распростерла его над молящимися в храме. Словно укрыла, защитила их Своим покровом от страда­ний и бед. Покров сделался невидимым. Город чудом был спасен, враги отступили.

В нашей станице в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы построен храм «Покрова Пресвятой Богородицы». В храме есть много икон с изображением Пресвятой Богородицы. Богоматерь была смиренна сердцем, осмотрительна и благоразумна в словах. Правилом Её было – никого не оскорблять, не завидовать равным, почитать старших, всем благо желать. Она даже выражением лица ни разу не обидела Своих родителей. Не было у Неё ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, весь её внешний вид был выражением души, олицетворением чистоты. Это видно на иконе «Казанской Божьей Матери», празднование которой отмечают осенью 22 октября. Эта икона помогала воинам во время сражений. Этой иконой благословляли венчающихся, ее помещали над кроватками детей - «Заступница Усердница», «Защитница от всех зол» так называют Богородицу в молитве.

  1. Физкультурная минутка игра «Шарф покров , помоги»

Дети становятся в круг и, если звучит веселая музыка, хлопают в ладоши, танцуют. А если звучит грустная музыка поднимают руки и просят «Шарф – покров помоги». (воспитатель раскрывает большой шарф и проносит его над ребятами.).

  1. Закрепление значения и смысла народных примет и поговорок

Воспитатель. К этому дню убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покрова исстари был еще и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима:

- Ребята, какие народные приметы, связанные с этим праздником вы знаете? «Какой Покров — такова осень», «На Покров ветер с востока — к холодной зиме», «Если в Покров ветер с севера — к холодной зиме, а если дует с юга, то к теплой». ( Называют дети)

А еще Покров — конец хороводам, начало посиделок. Начинались свадьбы, поэтому в русском народе сложил о нем поговорки. Вспомните их.

«Придет Покров, покрой сверху землю и меня молоду», «Покров — натопи избу без дров».

Дети объясняют смысл и значение этих пого­ворок. (В первой говорится о том, как девушка мечтает, чтобы голову ее покрыли фатой, то есть чтобы она вышла замуж. Особенно педагог обращает внимание на вторую: в ней говорится, чтобы на свадьбу собралось так много гостей, что от их дыхания станет жарко, как в натопленной избе.)






























Приложение 4

Беседы с детьми

История праздника

Святой Андрей жил подаянием, по ночам молился за тех, кто гнал его днем. Однажды холодной зимой Андрей замерз в снегу, но не умер, а был восхищен в рай, где видел самого Господа и многих святых. Не увидел он только Пресвятой Богородицы, оказалось, что Она ушла на землю помогать людям. Вскоре святой был возвращен на землю и увидел Богородицу не на небе, а на земле. Было это так.

Город, где жил святой Андрей, окружили враги, и жители собрались в церквах, чтобы помолиться об избавлении города от врагов. Святой Андрей и его ученик Епифаний тоже были в храме. И вдруг святой, подняв голову, увидел Царицу Небесную. Она шла по воздуху, окруженная ангелами и святыми, а рядом с Ней шли апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн. Пресвятая Дева встала на колени и начала молиться, а потом Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над людьми, защищая их от врагов. Это чудо видели только святой Андрей и Епифаний, они рассказали о нём всем людям, и этот рассказ произвел сильное впечатление.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы православный мир неизменно отмечает 14 октября. Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери.

Этот праздник празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих. В честь этого праздника строилось множество храмов. Чудо русского средневекового зодчества – храм Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного в Москве. Восемь башнеобразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Уже позднее к ним были сделаны пристройки, нарушившие композицию.

Существует много рассказов о том, как Богородица спасала людей. Может быть, кто-нибудь из вас знает такую историю? Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте одна машина сошла с дороги, стали ее искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед «потерявшейся» машиной возникла женщина, Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофер выскочил из кабины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофер вышел из кабины и прошел немного вперед - там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей

Детям о празднике Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых любимых нашим народом праздников.

Нам трудно это себе даже представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Хотя зародился он не в России.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришёл на Русь из Византии. Этот праздник принадлежит к числу великих, но не двунадесятых праздников. Он посвящён событию, которое произошло 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Память об этом событии бережно хранится православным народом на протяжении веков. Чудо, случившееся во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Её защиту и Её Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей великой многострадальной России.

❧ Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Лёгкая, стройная, будто невесомая, — такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли — самый миниатюрный и в то же время самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21 метра.

История праздника Покров Пресвятой Богородицы

В те дни Константинополь был осаждён язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам — поругание, христианам — жестокие казни и рабство. Во время воскресного всенощного бдения храм был переполнен молящимися, потому что одна надежда оставалась у отчаявшихся людей — надежда на помощь Божию. Горячо молились они Царице Небесной, со слезами и покаянием; и в четвёртом часу ночи святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний увидели идущую по воздуху Богородицу, окружённую ангелами и святыми в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Преклонив колена и оросив слезами лицо, Пресвятая Дева начала молить Господа, чтобы защитил Он всех людей, призывающих имя Его святое и надеющихся на Его помощь, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. И отступил враг от ворот Константинополя молитвами и заступничеством Богородицы.

На Руси праздник в честь Покрова Божией Матери был установлен святым князем Андреем Боголюбским в начале XII века, и по его же приказанию в 1165 году был построен поражающий своей простотой и красотой храм Покрова на Нерли. Вот уже почти девять веков в этот великий праздник мы вспоминаем удивительные события, произошедшие в Константинополе. Но не только над молящимися Влахернского храма распростёрся Державный Покров Матери Божией: над всем христианским миром в дни горя и испытаний сияет ярче солнечных лучей Её Покров и дарует утешение, укрепление, спасение. Какие бы тяжёлые бедствия ни выпадали на нашу долю, надо помнить, что Пресвятая Богородица молится за нас, раскинут над нами невидимый Её Покров.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле любим и почитаем русским народом. К этому празднику русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот на пастбища уже не выгоняли, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб. Девушки, мечтающие о замужестве, считали для себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, поставить свечи перед иконою Богородицы. Этот день надо было провести очень весело, потому что «если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь». На Покров обычно выпадает первый снег. Он покрывает всё окружающее и этим самым невольно наводит на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы заканчивалось в деревнях время хороводов и начинались посиделки. Это когда длинными осенними и зимними вечерами девушки пряли пряжу, вышивали, ткали и вязали под пение народных песен. В этот день — первый праздник холода — конопатили избы и пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища не выдувало тепло. На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. А как же веселье? Где повеселиться? Первый снег, упав на ещё не промёрзшую землю, тут же начинает таять. Самое время для зимних забав. Смело на улицу — лепить снеговиков и играть в снежки! А если в этих мероприятиях участвует вся семья, то это просто здорово!







Приложение 5

Приметы, связанные с праздником Покров

Согласно народным приметам, какая погода на Покров, то такая будет и зима. Считалось, что до Покрова – осень, а после Покрова наступает зима. Само название праздника горит о том, что в этот день земля покрывается листом или снегом.

Если до Покрова журавли улетели на юг, то зима придёт рано и будет холодная.

Если к Покрову берёза и дуб полностью сбросили листья, то зима будет теплой.

Если белка до 14 октября белки сменили шубу, то зиму стоит ждать хорошую.

Если 14 октября дует восточный или северный ветер, то зима будет холодная.

Если на Покров выпадет снег, то он пойдёт в Дмитриев день (8 ноября) и на Рождество.

Если на Покров дождь идёт, то остаток осени будет плохая ненастная погода.

Если 14 октября погода установится ясная и теплая, то осень затянется, снега не будет до Михайлова дня (21 ноября).


.





















Приложение 6

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: младшая группа

Тема: «Ковер из листочков»

Цель: Систематизировать представления детей о признаках осени; развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: совершенствовать умение компоновать детали аппликации используя схемы.

Развивающие: развивать чувство композиции; Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, зрительно-пространственную ориентировку, мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Словарная работа:

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Материалы: Цветной картон, листья от деревьев засушенные, клей, салфетки, клеёнка, букет из осенних листьев разных расцветок и форм, Картина «Золотая осень».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Татьяны Гусаровой, которое называется «Осень - швея» и расскажите про что оно.

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю рассмотреть картину - «Золотая осень».

Что изобразил художник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Какую осень изобразил художник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Какие краски выбрал художник для её изображения? (Ответы детей)

Воспитатель: - Во время листопада листья образуют на земле красивый ковер. Закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад. Представили? А теперь расскажите мне, как падают листья во время листопада? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы выполните аппликацию на тему «Ковер из осенних листочков».

Посмотрите, у вас на столах лежат разноцветные засушенные листья: желтые, зеленые, оранжевые.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как я сделаю осенний ковер из листочков.

(Показ выполнения работы воспитателем). Вы можете по своему расположить листья на ковре. Можете пользоваться схемой.

Физкультминутка «Лети листок»

Осень в гости к нам пришла, (Дети берутся за руки и идут по кругу)

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, (Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в

С веток листву сдувает. сторону)

Листья на ветру кружатся (разбегаются в разные стороны, кружатся и

приседают)

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем (опять собираются в кружок)

Дети выполняют аппликацию самостоятельно.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, какой яркий ковёр из осенних листьев получился! Вы старались, работали аккуратно, дружно. Молодцы!

Воспитатель вместе с детьми рассматривает осенний ковер у каждого ребенка.
















Приложение 7


Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Образовательная область: художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: младшая группа

Тема: «Осень на опушке краски разводила»

Цель: Закреплять и расширять представление о приметах осени, развитие художественно-творческих способностей у детей.

Программное содержание

Образовательные задачи: совершенствовать умение пользоваться тычком.

Развивающие: развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитательные: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Словарная работа:

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Материалы: 

Ход НОД

Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют поля,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет, ,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.


Воспитатель: «Это стихотворение о временах года. А какое сейчас время года?

Сейчас ранняя или поздняя весна? (Ответы детей.)

Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. Послушайте рассказ Б. Скребицкого «Осень»:

«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего отпра­вилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила буд­то спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит — а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в жел­тый наряд, кого — в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще на­ряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе...»

Воспитатель: «А какого цвета листья вы видели?» (Желтые, красные, бурые, багря­ные, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, оранжевые. При ответе детей уточняй­те, на каком дереве они видели листья названного цвета.)

Воспитатель предлагает нарисовать осеннее дерево. Стволы деревьев могут быть разные по толщине, высоте и цвету.

Дети рисуют деревья с использованием правополушарной техники. Тычками рисуют желтые, зеленые, оранжевые, красные листья. На земле (внизу альбомно­го листа) и около деревьев рисуют зеленым цветом широкими мазками траву.

Физкультурная минутка: «Мы осенние листочки».

Воспитатель

Дети

Мы — листочки, мы — листочки, Мы — осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Стоят свободно, руки вверху.

Покачивание.

Разбегаются.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Бегают, кружатся.

Приседают на корточки.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Вновь разбегаются, помахивая руками.

Идут на место.

Дети закончили рисовать, работы лежат у них на столах. В это время вы можете задать вопрос: «Почему листья осенью опадают?» (Ответы детей.)

Воспитатель уточняет ответы детей: «Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укроют землю сплошным ковром и защитят деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, со­хранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля долго сохраняет влагу. Опавшие листья на земле — это не мусор. Они очень нужны почве и растениям, кото­рые на ней растут. В городе дворники убирают опавшую листву с асфальта, с дорожек, но ос­тавляют ее под деревьями».


































Приложение 8

Беседа с детьми о светлом празднике — Покров Пресвятой Богородицы

Цель: формирование у детей общего понятия о значении праздника «Покров Пресвятой Богородицы».

Задачи:

1. Объяснить значение праздника «Покров Пресвятой Богородицы» .

2. Познакомить с приметами и обычаями, связанных с «Покровом».

3. Развивать любознательность, интерес к народным традициям и играм своей страны.

Покров – это то, что укрывает и укутывает, создает защиту. В один из осенних месяцев, а именно в октябре, празднуется Светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Русский народ любит этот праздник, так как он означает защиту и заступничество.

Защищает людей Дева Мария. Она была самой-самой доброй и скромной на земле. Поэтому она стала мамой Бога. Ее стали называть Богородица. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. А вот о том, как она стала защитницей всех людей, есть чудесная история. Я предлагаю вам ее послушать.

- В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой стране Византии. Был в этой стране большой город Константинополь. Окружили его враги – сарацины, которые хотели захватить этот город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы. Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор. Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступило утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города. Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед. Защищает всех людей она как лиственный ковер землю от морозов. В старину люди верили, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со своими помощниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку – добром!»

Поэтому к Покрову крестьяне старались убрать весь урожай. А еще они утепляли свое жилье: мхом закрывали щели в стенах.

- На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча осени с зимой. Все изменения в погоде, которые люди замечали, они стали называть приметами.

— Какие вы знаете приметы на Покров?

Дети рассказывают приметы:

1. «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»

2. «Каков Покров, такова и зима!»

3. «Если снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит».

4. «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.»

5. «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Сколько много примет вы знаете. Вот на Покров мы с вами и посмотрим какая будет погода.

А ещё Покров - конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. В старину женщины и девушки занимались рукоделием. Кто из вас знает, что такое рукоделие? Верно. Женщины шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а, чтобы было веселее – пели песни.

Собиралась на посиделки и молодежь: девушки и парни. Они пели, танцевали, играли в разные игры. Я предлагаю и нам поиграть в игру «Шарф-покров».

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы связано много традиций, обычаев и примет. Обычно с Покровом совпадает выпадение первого снега – снежный покров покрывает землю. Снег напоминает свадебное покрывало или фату у невесты. После Покрова начинались свадьбы. Запасов еды много – есть из чего угощение приготовить. Вся трудная работа сделана – появилось свободное время. Можно и праздники устраивать. Оказывается, в старину невесту отдавали под венец с головы до ног закутанную в белое покрывало.

Итог беседы :

- О каком празднике мы с вами говорили?

- Что вы запомнили о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»?

- Какие дела старались доделать крестьяне до Покрова?






























Приложение 9


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»



С ценарий казачьего праздника

в младшей дошкольной группе









Подготовила: воспитатель Науменко Н.В.

























2022

ст. Егорлыкская



Цель: Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.

Задачи:

Обучающие:

— приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

— формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,

Развивающие:

-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице.

— пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор.

-разучить песни, игры, хороводы

Воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

— воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.

















Ход праздника

Под музыку группы «Лазоревый цветок» дети заходят в зал и становятся полукругом.

Ведущий: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рада вас видеть у себя в гостях.

Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть.


Ребёнок 1.

Осень золотая, кто тебе не рад!

Весело играя, встретим листопад.


Ребёнок. 2

В сад пойдём гурьбою, листьев наберём,

Золотой листвою разукрасим дом.


Ребёнок 3

Расписала Осень золотом сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Осень дарит праздники бесконечно нам.

Казачка: А как соберутся девицы

Да казаки-молодцы, Так и песне место, Где песня льется, там легче живется.

Песня «Кап-кап на ладошке»

Ведущая: Пришел к нам октябрь-батюшка. Принес с собой наш любимый праздник – Покров Богородицы. И мы сегодня на наших казачьих посиделках вспомним традиции донских казаков.

Выходят дети.

Ребенок 4:    

Край родной, земля Донская

Для меня ты всех родней.

Живу я здесь и здесь родился

Тобой, любуясь, каждый день.


Ребенок 5: Вот так чудо-чудеса

Пожелтели все леса

Время сказочных даров

Будем праздновать Покров

Ребенок 6

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица сама.

Казачка: - Осень лето провожала по лесной тропинке,

Листопадом разбросала листья из корзинки.

Налетел проказник - ветер, веточки качая,

И танцуют листья танец, лето, вспоминая.

Дети исполняют  «Танец с листочками»

Дети садятся на стулья.

Казачка: А что это за праздник Покров Пресвятой Богородицы? Давайте вспомним. Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

Казачка: Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти потупив взор.

Празднуют казаки

На Дону Покров.

Дети исполняют песню «ДОЖДИК» 


(ИГРА «СОЛНЫШКО И ДОЖДЬ»)

Казачка :  В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова: Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

Есть на Руси такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да  ремеслами. А еще пели и играли в игры.

В октябре, в октябре

Дела много на дворе:

Надо овощи убрать

И припасы запасать. 

Песня- игра «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД »   

Казачка

А сейчас игра такая,

Очень даже не простая,

Вам ребята вместе нужно.

Казачий курень построить дружно.

Игра « Курень». В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.

Казачка: На Покров пекли блины из новой муки! Конопатили избы, утепляли окна и говорили (вместе) «Батюшка Покров! Покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!

Казачка:

Всех, кто с нами пожелает

Веселиться и плясать,

В круг скорее приглашаем,

Выходите танцевать.

Танец «ЛУЖИЦЫ»

Казачка: Славно посидели с вами мы, не заметили, как время пробежало, пора прощаться нам.

Казачка: А мы сегодня пели, и плясали!

На перекрестье жизненных дорог

Святой Покров и Осенины мы встречали!

Любви и счастья вам! И да хранит вас Бог!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательно-творческий проект "Как на праздник на Покров"

Автор: Науменко Наталия Владимировна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства