Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Чтобы развивать это желание, можно уже до года давать ребёнку мягкую губку, которой он сначала будет играть, а затем при помощи взрослых опускать её в блюдце с краской и водить по бумаге, наблюдая за результатом. Через какое-то время эту операцию малыш станет проделывать самостоятельно.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию. Использование нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
№ занятия | Содержание занятий | Содержание деятельности | Форма проведения |
Октябрь 1 | Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» | Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень. | Игра – занятие |
2 | Оттиск осеннего листка «Золотые листочки» | Цель: Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. | Игра – экспериментирование |
3 | Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы» | Цель:Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги. | Игра – инсценировка |
4 | Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке» | Цель:Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. | Игра – занятие |
Ноябрь 1 | Рисование тычками«Цветы для мамы». | Цель: Познакомить детей со способом рисования «тычком». Учить детей рисованию тычками, развивать воображение, координации движений. | Игра – экспериментирование |
2 | Рисование отпечатком «Картошка». | Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы. | Игра – экспериментирование |
3 | Рисование пальчиками «Рябинка». | Цель:Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятия, чувство композиции. | Игра – развлечение |
4 | Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке». | Цель: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Игра – занятие |
Декабрь 1 | Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики» | Цель: Учить делать оттиск свернутым в рулон картоном. Развивать аккуратность, Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. | Игра – экспериментирование |
2 | Штампы из картошки «Компот». | Цель: Продолжать учить делать отпечатки картошкой с формой фруктов (яблоко, вишня, груша). Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Игра – занятие |
3 | Рисование ватными палочками «Елочка». | Цель: Продолжать обучать детей наносить короткие мазки ватными палочками на елочку, вырезанную из картона. Закреплять зеленый цвет. Обогащать словарь. | Игра – инсценировка |
4 | Рисование пальчиками «Флажки» | Цель: Учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. | Игра – занятие |
Январь 1 | Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…» | Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук. | Игра – инсценировка |
2 | Рисование «Зажигаем огоньки». | Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон. Способствовать расширению активного и пассивного словаря. | Игра – занятие |
3 | Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка» | Цель:Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок. | Игра – занятие |
4 | Рисование оттиском картошки «Мои рукавички» | Цель:Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Игра – экспериментирование |
Февраль 1. | Рисование пальчиками «Веселый снеговик» | Цель: Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Игра – занятие |
2. | Рисование манной краской «Дерево в инее» | Цель:Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | Игра – экспериментирование |
3. | Рисование «Разноцветные игрушки». | Цель:Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона | Игра – занятие |
Март 1. | Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы» | Цель:Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. | Игра – инсценировка |
2. | Печатаниегофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы» | Цель: продолжать учить делать отпечатки в виде цветка готовым штампом цветков розы и листьев. Различать красный и зеленый цвета. Обогащать активный словарь детей. | Игра – экспериментирование |
3. | Рисование тычками«Мимоза» | Цель: Учить детей рисовать ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства. | Игра – занятие |
4. | Рисование ладошками «Веселая рыбка» | Цель: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Игра – инсценировка |
Апрель 1. | Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны» | Цель:Продолжать учить делать отпечатки готовыми штампами из картофеля в виде цветков тюльпанов. Использовать красные и желтые цвета. | Игра – экспериментирование |
2. | Рисование ватными палочками «Весенняя веточка» | Цель: продолжать учить детей рисовать ватной палочкой зеленые листочки на ветке. Развивать воображение. | Игра – занятие |
3. | Рисование ладошкой «Травка» | Цель: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать речь. | Игра – экспериментирование |
4. | Рисование пальчиками «Одуванчик» | Цель: Изобразить одуванчик нетрадиционным методом; Закрепить желтый и зеленый цвета. | Игра – занятие |