Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект на лето "Ах, лето красное пришло"»
Актуальность проекта:
Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей возрастной группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Непосредственно - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком, воздушные и солнечные ванны обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей.
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? и т.д. В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан данный проект. Последовательное осуществление задач проекта принесут ответы на интересующие детей вопросы.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Задачи проекта:
Учить детей отмечать летние изменения в природе; передавать образы в продуктивной деятельности; формировать умения слушать и понимать художественное слово; познакомить детей с экспериментами с водой, песком, камешками; формировать элементарные знания о здоровом образе жизни; представления о взаимосвязи природы с человеком; учить детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру.
Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание; обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитывать эстетический вкус, интерес и бережное отношение к природе;
Обогатятся знания детей о сезонных явлениях природы; сформируется умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми; появится интерес к экспериментированию, к передаче своих впечатлений в игровой и продуктивной деятельности; закрепятся основные правила безопасного пребывания на солнце; возникнет интерес к изменениям в природе, к разнообразию природных явлений, желание больше узнавать и беречь живую природу.
Ход проекта.
Образовательная область "Познавательное развитие".
Беседы: "Погода летом", "Летние игры и забавы", "Зачем нужны солнце и дождик", "Летняя одежда", "Отдых на воде".
Рассматривание демонстрационных карточек "Насекомые", "Ягоды", "Цветы", "Деревья и кустарники", иллюстрации с изображением детей на отдыхе в летнее время, дети играют в мяч на берегу, животные в лесу, люди работают в поле.
Наблюдения за солнышком, облаками, дождиком, ветром (используя вертушку), за деревьями на участке, цветами на клумбе, за бабочками, божьими коровками, жуками паками, муравьями.
Проведение опытов: "Солнечные зайчики", "Песок мокрый, песок сухой", "Весёлая тень", "Такие разные камушки".
Отгадывание загадок:
Солнце печёт, липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, ярко светит, И не пекарь, а печёт. (Солнце)
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Не зверь, не птица, нос как спица, Летит - пищит, сядет - молчит. (Комар)
Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Экскурсия на экологический участок.
Образовательная область "Речевое развитие".
Чтение: З. Александрова «Дождик», С. Михалков «Облака, облака – кучерявые бока…», Г. Османова «Тучка с солнышком опять, в прятки начали играть…», А. Тесленко «Дует свежий ветерок», Е. Серова «Одуванчик», Г. Ряскина «На лесной полянке чудо, на цветочках бантики», И. Наумова «У задумчивой берёзки на ветвях висят серёжки», «Листочки рябины, словно монетки, ими любуются малые детки», потешки и заклички: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «Солнышко-вёдрышко», Солнышко, покажись», «Травка-мураска со сна поднялась», «Дождик, дождик, припусти!», «Дождик, дождик, поливай!».
Заучивание:
Божья коровка, улети на небко! Там твои детки, кушают конфетки.
Творческое рассказывание: «Отдых на озере (даче)», «Прогулка в лес», «Игры на детской площадке».
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Подбери к цветку бабочку», «Чья тень», «Какого цветка не стало», «Выложи полянку из мозаики».
Итоговое мероприятие – досуг «Божья коровка».
Работа с родителями:
Предоставить памятки о правилах безопасности поведения на воде, в лесу, о предотвращении тепловых и солнечных ударов, об осторожном обращении с огнём и т. д.
Папка-передвижка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Привлечь родителей к пополнению игрушек для игр с песком.
Использованная литература:
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» -М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам». Младший возраст – М.: Владос, 2001. – 272 с.
Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет» - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 48 с.
Соколова Ю.А. «игры с пальчиками» - М.: Эксмо, 2005. – 48 с.