Сроки реализации проекта: 01.10.2022 г. по 31.05.2023 г.
Направленность проекта: опытно-экспериментальный.
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта- принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребёнка;
реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, обеспечивающей познавательное развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.
Задачи: 1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности.
2. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.
3. Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.
4. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.
5. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
6. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
7. Обогащать словарный запас детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей дошкольного возраста 6-7лет..
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
Экспериментальная деятельность.
Наблюдения на прогулках.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Работа с родителями.
Дидактические игры
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей.
Развивать способности видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление.
Выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты.
Выдвигать различные гипотезы.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Делать определенные умозаключения и выводы.
Для родителей:
Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
Сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам исследовательских навыков у детей
Заинтересовать родителей по данной теме, сделать их единомышленниками в осуществлении данного проекта
Для педагогов:
Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста;
Сплочение родителей, детей и педагогов;
создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Продукт проектной деятельности:
Фотоматериал;
Разработка методических рекомендаций;
Презентация проекта.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Сентябрь 2022 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации исследовательской деятельности у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Октябрь 2022 -май 2023 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. Подготовка методической, детской художественной литературы , подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
3 этап – заключительный.
Май 2023 г.
Подведение итогов работы над проектом;
Анкетирование родителей и опрос детей;
Презентация проекта.
Подготовительный этап (сентябрь 2022 г.)
Мероприятия
Цель
участники
сроки
Отметка о выполнении
Подготовка материалов для проведения экспериментов
Систематизация полученного материала
Воспитатели
1неделя сентября
Диагностическое обследование
Планирование деятельности по реализации проекта
Воспитатели, дети
1-2неделя сентября
Планирование деятельности по теме проекта
Составление календарного плана работы
Воспитатели
3-4неделя
сентября
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта
Ознакомление родителей с проектом
Воспитатели,
родители
4неделя сентября
Основной этап (октябрь2022г.–апрель 2023 г.)
№
Тема ,цель игры
Участие детей
Участие родителей,педагога
Срок реалицации
Отметка о выполнении
1..
2
Песок и глина Цель: Познакомить со свойством песка –сыпучестью.
Опыт №1 «Из чего состоят песок и глина?»
Опыт №2«Проходит ли вода через песок и глину?»
Совместная деятельность с детьми
Опыты с детьми дома в кругу семьи
1-2 неделя октябрь
3-4неделя октябрь
3
4
Вода
Цель:Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Опыт №3«Куда исчезла вода?»
Опыт №4«Дождевые облака
Чтение экологической сказки «Живая вода»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
1-2 неделя
ноябрь
3-4неделя ноябрь
5
6
Сахар и соль
Цель: Дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой.
Опыт№5 «пизанская башня»
Опыт№6«вырастить драгоценность»
чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар»
Консультация для родитетелей
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
1-2 неделя декабрь
3-4неделя декабря
7
8
Снег
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Опыт№7«почему снег мягкий?»
Опыт№8«почему снег греет?»
Наблюдение во время прогулки «Следы на снегу»
Беседа по дороге домой «Снег хороший и плохой»
1-2 неделя январь
3-4неделя январь
9.
10
Воздух
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Опыт№11«Магнит рисует Млечный путь»
Опыт№12«Магнитный театр»
Познавательный мультфильм
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
1-2 неделя
март
3-4неделя
март
13.
14
Растения
Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Опыт№13«Может ли растение дышать?»
Опыт№14«Как влияет солнце на растение»
Труд в уголке природы
Консультация для родителей
«Научите ребенка любить живую природу»
1-2 неделя апреля
3-4 неделя апреля
15
16
Бумага
Цель: Закреплять у детей свойства воды и бумаги.
Опыт№15 «Можно ли склеить бумагу водой».
Опыт№16 «Изготовление бумаги»
Просмотр презентации «Что такое бумага»
Ручной труд создание коллективного альбома
1-2 неделя
май
3-4 неделя май
Заключительный этап - презентация проекта:
1. Выставка « изготовленной книги»
2. Представление семейного исследовательского опыта «Презентация»
3. Создание группового фотоальбома по исследовательской жизни в саду.
4. Создание картотеки схем.
Результат проекта:
Дети научились поисковой деятельности: совместно со взрослыми могут и знают, где можно найти интересующую информацию. Обращаются к взрослым с вопросами с познавательной направленностью; умеют рассуждать; делают выводы. Дети не только охотно слушают, но делятся впечатлениями о явлениях природы, окружающем мире; с помощью взрослого устанавливают причины, взаимосвязи. Применяют полученные знания в игровой, самостоятельной деятельности.
Литература:
1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
6.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
7.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.
8.Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.
Консультация для родителей
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Консультация для родителей.
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
1. Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
2. Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
3. Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
4. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
5. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
6. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Консультация для родителей.
«Научите ребенка любить живую природу»
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
Картотека опытов
Октябрь
Опыт№1 «Из чего состоят песок и глина?»
Цель:
Материал:
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт №2 «Проходит ли вода через песок и глину?»
Цель:
Материал:
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Ноябрь
Опыт №3 «Куда исчезла вода?»
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух).
Вывод: Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт №4 « Дождливые облака»
Цель:
Материал:
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Вывод:
Декабрь
Опыт №5 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Цель:
Материал: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Она проникает в сахар, смешиваясь с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара) и поднимается вверх по башне.
Опыт №6 «ВЫРАСТИТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ»
Почти все в детстве испытывали восторг от зрелища кристаллов, выращенных своими руками. А ведь сделать это дома, вместе с ребенком – очень просто. Попробуйте создать сверкающие «драгоценности» белого цвета.
В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный раствор соли, поэтому соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке). Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье».
Вывод: В горячей воде растворимость соли увеличивается. А при остывании избыток соли выделяется из раствора и оседает в центре, которым является наша нить.
Январь
Опыт№7«Почемуснегмягкий?» Цель. Совершенствовать знание детей о снеге. Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Ход. Предложить детям набрать в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнить с таким же ведром наполненным водой. В чём дело, почему ведёрко со снегом легче чем с водой? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опыт№8«Почемуснеггреет?» Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой. Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его.
Вывод: В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Материал: Пустая стеклянная банка 1,0 литр. Бумажные салфетки – 2 штуки. Маленький кусочек пластилина. Кастрюля с водой.
Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт№10 «Сухой из воды»
Цель:
Материал:Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Март
опыт №11 «Магнит рисует Млечный путь»
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.
Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь.На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.
Опыт №12«Магнитный театр»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.
Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).
Детям предлагается в качестве сюрприза ко дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).
«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.
В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).
После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:
Рисуют и вырезают;
Делают аппликацию;
Изготовляют способом оригами и др.
Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».
Апрель
Опыт №13 «Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Опыт №14 «Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Материал: лук, колпак,
Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.
3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
Май
Опыт №15 «Можно ли склеить бумагу водой».
Цель: Закреплять у детей свойства воды.
Материал:
Возьмите два листа бумаги,приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.
Вывод: Объясните что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
Опыт № 16« Изготовление новой бумаги».
Цель:
Материал:
Ход опыта:
1. Дети совместно с воспитателем рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Далее таз накрывается клеенкой. Ёмкость с бумагой ставят в укромное место.
2. На второй день необходимо взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу необходимо равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть её ещё одной салфеткой и поставить сверху пресс.
4. Через два-три дня бумага высохнет. Её необходимо прогладить утюгом. Новая бумага готова.