kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно-исследовательская деятельность в условиях работы кружка "Юный турист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-исследовательская работа в кружке позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей и взаимозависимостей, закономерностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях работы кружка "Юный турист"»

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136» ОАО «РЖД»


Познавательно-исследовательская деятельность в условиях работы

кружка дополнительного образования "Юный турист".


Составила: воспитатель

высшей квалификационной

категории Крбашян А.Ю.


"Мир открывается тем, кто путешествует пешком". - Вернер Херцог

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - народная мудрость.


Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательно-исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития познавательно-исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

С этими задачами помогает справиться  организация опытно–экспериментальной работы с дошкольниками в кружке "Юный турист".

Познавательно-исследовательская работа в кружке позволяет детям моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Непосредственное участие детей в опытах и экспериментах стимулирует их интеллектуальную активность и любознательность, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся дошкольниками самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.


В процессе экспериментирования, проведения различных опытов, как в помещении, так и на улице решаю следующие задачи:

  • Развитие наблюдательности, умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.

  • Развитие познавательного интереса, внимания, зрительной, слуховой чувствительности, всех органов чувств.

  • Расширение представлений детей о физических свойствах некоторых материалов, физических явлениях окружающего мира, факторах среды, её состоянии, использование и значимость в жизни человека.

  • Формирование умения выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.


Часть опытов проводится в помещении, а за другими экспериментами отправляемся на улицу! Ведь столько всего можно узнать на туристской прогулке.

Основное содержание опытов-исследований, проводимых с детьми на занятиях кружка, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О некоторых материалах, их свойства и применение (ткань, бумага, стекло, пластик, металл, дерево, поролон). В обыденной жизни, дети, экспериментируя самостоятельно с различными материалами, пробуют на язык в сильный мороз металлические предметы. На зимней туристской прогулке опыт с влажной тканью помог наглядно показать детям, как она мгновенно прилипает к металлу и оторвать её не просто. Отделив её от металла, все увидели, что частички ткани оторвались и остались на металле. Вывод дети сделали сами. В других экспериментах дети узнали об использовании ткани и бумаги в создании фильтра для воды; о качествах дерева, поролона, пластика и др.

2. О природных явлениях и времени (гроза, туман, снегопад, радуга, движение солнца, ветер, сутки, день - ночь). Свет - великая загадка, с которой мы живём и чудесами которой пользуемся. Эксперимент с настольной лампой и глобусом, помог увидеть детям, как сменяются день и ночь. Наблюдая вместе с детьми за тенями, сделали солнечные часы, воткнув палку в землю. Подобный эксперимент помог дать представление детям, как можно определить стороны света по времени. Откуда дует ветер? Ответ на данный вопрос дал эксперимент с султанчиками, и помог юным туристам правильно устроить укрытие от дождя против ветра.

3. Об очищении воды (создание фильтра) и некоторых её агрегатных состояниях (лёд, иней, роса, радуга, снежинки). Большой интерес у детей вызвал эксперимент с созданием разных фильтров для очистки воды, чтобы узнать, какой из них очищает воду лучше. А чтобы помочь детям самим сделать радугу понадобилась только бутыль с водой и солнечное место. Простота создания опытов с водой вызывала у детей и удивление и восторг. Это были эксперименты с тем, как образуется лёд, роса, иней и просто рассматривание снежинок в лупу. Но самое главное, что у детей возникло желание повторить их вместе с родителями дома.

4. О мире некоторых растений. Так, рассматривая лекарственные растения и их особенности (стебель, корни, листья, цветы, плоды), дети пробовали их на запах, растирая между ладонями, а так же на вкус при заваривании чая. Такой ароматный чай пили все с большим удовольствием. Наблюдения за растениями-синоптиками помогли понять, как они предсказывают погоду. Рассматривание деревьев (состояние коры, расположение ветвей, колец на спиле дерева) было полезным для определения сторон света.

5. О предметном мире (бинокль, компас, часы, лупа, свисток, верёвка). Действуя с компасом, биноклем, часами дети учились определять стороны света, ориентироваться на местности и во времени. Проделывая эксперименты с необходимой в походе верёвкой, дети приобрели опыт в вязании элементарных узлов. Экспериментируя с лупой дети узнали, что предметы можно разглядеть под увеличением, более детально. А экспериментируя с раскладкой поленьев для костра, дети узнали, как его разложить правильно и безопасно для туристов.

6. О животном мире. Так, рассматривая следы животных и птиц на снегу дети учились определять чьи они, и узнали, что их направление поможет избежать опасной встречи с дикими животными. Сооружение кормушек и наблюдение за птицами - помогло сделать вывод, какой корм нужен для разных птиц, а так же как вести себя, чтобы не вспугнуть, не помешать их трапезе.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая проблема или просьба. Поэтому я использую в работе разновидности экспериментов:

  • Случайные эксперименты и наблюдения. Они не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное.

  • Плановые наблюдения и эксперименты, т.е. заранее запланированные. Такие опыты например помогут избежать опасных ситуаций, познакомить с правилами элементарной безопасности.

  • Эксперименты как ответ на детские вопросы. Когда детям не давались прямые ответы на вопросы, такие эксперименты стимулировали их к поиску, способствовали их интеллектуальному развитию, способности опытным путем находить ответ.


Подготовку к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинаю с определения задач по теме, выбора объекта и пробного экспериментирования, готовлю необходимый материал для проведения опыта, эксперимента, учитывая его безопасность для детей.

И, уже на занятии предлагаю детям поставить опыт, сообщив им цель или задачу таким образом, чтобы они сами определили, что им нужно сделать. Дав время на обдумывание, привлекаю детей к обсуждению хода эксперимента. Очень важно, на мой взгляд, чтобы в процессе проведения опыта были задействованы все органы чувств детей. Ведь для них, конечно же, важно потрогать, понюхать предметы и даже попробовать на вкус (если это безопасно), услышать разные звуки.

Некоторые опыты дети проводят по заранее подготовленным алгоритмам, картам-схемам. По ним дети определяют, что необходимо для опыта, самостоятельно набирают необходимый материал из предложенного и выполняют действия в соответствии со схемой.

Самостоятельные эксперименты и опыты чаще всего дети проводят парами, что позволяет обеспечить всех не только раздаточным материалом, но и учить умению договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу. Заключительным этапом эксперимента всегда является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, или используем графическое фиксирование результатов, т.е. оформляем в рисунки, схемы, фотографии.

Вывод: Опытно-экспериментальная деятельность в условиях работы кружка дополнительного образования "Юный турист" даёт прекрасный эффект по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельностью.

Дети приобретают опыт исследовательских умений и навыков. Радует и то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в повседневной жизни, в походах, в играх: при помощи вертушек и султанчиков определяют направление ветра, наблюдая за солнцем могут определить стороны света, рисуют на мокром песке, делают укрытия от дождя, ветра и др.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательно-исследовательская деятельность в условиях работы кружка "Юный турист"

Автор: Крбашян Алла Юрьевна

Дата: 04.04.2022

Номер свидетельства: 604116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства