Просмотр содержимого документа
«Познавательно - исследовательская деятельность в ясельной группе.»
Псков. МБДОУ 35
Воспитатель:
Одринская Ирина Геннадьевна.
Статья на тему:
Познавательно – исследовательская деятельность.
«Использование центра песка и воды в познавательной активности, детей младшей (ясельной) группы»
В требованиях ФОП уделяется большое внимание познавательно - исследовательской деятельности. Проанализировав различную литературу можно выделить опытно-экспериментальный метод в развитии познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена тем, что ребенок выступает, как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы, с целью более полного их познания и освоения.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является - восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность с взрослыми, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новыми предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создать нестандартную, инновационную предметно-развивающую среду. Совместно с взрослыми выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Особое внимание хотелось бы уделить центру песка и воды. Считаю, что ознакомление детей со свойствами песка и воды ребенку младшего возраста необходимо для полноценного восприятия им окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Когда ребенок знакомится с явлениями неживой природы, в процессе которой он познает что-то новое, это способствует развитию у него не только мышления, но и других сторон личности.
Центр песка и воды помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка. Речь идет о самостоятельной деятельности - экспериментирование с различными подходящими для этой деятельности предметами. Организуя, игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Организация Центра «Песок – вода» в группе для детей раннего возраста.
1. Создание в группе условий, отвечающих требованиям гигиены и безопасности при работе с песком и водой.
Необходимо правильно выбрать место расположения Центра «Песок – вода», это может быть стол, поставленный таким образом, чтобы у детей была возможность подойти к нему с любой стороны. Центр «Песок – вода» необходимо оформить красочно и привлекательно для детей, тем самым стимулируя желание проводить в нем свободное время, учиться играя. Также Центр должен быть расположен так, чтобы в нем легко было проводить уборку.
2. Оснащение центра «Песок – вода»
Для воды и песка необходимо подобрать соответствующие ёмкости, удобные и безопасные для использования их детьми, В этом же центре могут находиться различные камни в отдельном ящике, а в следующем - маленькие совочки, формочки, маленькие шарики и легко моющиеся игрушки. Нагромождать центр «Песок – вода» не рекомендуется. Лучше менять раз в месяц предметы для экспериментирования (можно камни заменить деревянными или железными предметами, либо бумагой и т. д.). Для игр с водой – необходимо иметь резиновые, пластиковые игрушки, мельницы, сачки.
Дети будут иметь возможность ставить опыты и эксперименты: лить воду, бросать камни и шарики в воду, набивать формочки песком, строить из песка простые постройки. Дети, под руководством воспитателя видят и понимают: какие предметы тонут, а какие не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Так же необходимо продумать защитные средства (непромокаемые фартуки, клеенки, нарукавники). Воспитателю необходимо побеседовать с детьми о правилах поведения в данном центре, учить детей сотрудничать друг с другом. В центре не должно находиться много детей одновременно.