kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МПознавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей»»

«Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей»


Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.


Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.


В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

во - первых, они практически безопасны;

во – вторых, характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

в - третьих, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.


Мы начинаем обращать внимание детей 2 - 3 лет на запахи, звуки, цвет, форму, размер предметов, материал из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина). Эксперимент представляет собой простейшие действия, которые помогают малышам обследовать предметы.


Опыт с водой, с целью узнать, есть ли запах у воды?

Материал: стакан с соком, стакан с водой.

Ход: давайте понюхаем сок. Пахнет он или нет? А теперь понюхаем воду. Пахнет она или нет? Вывод: у воды нет запаха.



Опыт с металлофоном «Птицы и птенчики», с целью развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание металлофона).

Материал: У каждого ребенка две картинки: птица и птенчик.

Ход игры: Я буду играть на металлофоне. Если вы услышите высокий звук, вот такой, то поднимите картинку с птенчиком, если звук низкий, вот такой – поднимают картинку с птицей.


Опыт «Найдите ниточки для шариков»

Материал: воздушные шарики и нити разных цветов.

Ход: к красному шарику найти нитку такого же цвета.


Опыт «Подбери крышку к коробочке», с целью развивать умение подбирать знакомые предметов по форме.

Материал: коробочки и крышки разных форм (круглая, четырехугольная).

Ход: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму

отверстия двух коробок. – Эта коробка круглая. Эта коробка квадратная.

Затем показывает крышку. Обводит пальцем ребенка форму крышки. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.


Опыт «Собери пирамидку», с целью развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Ход: рассмотреть образец пирамидки. Каждый раз надо находить и надевать на стрежень самое большое из оставшихся колец.


Опыт с бумагой «Сомни бумагу»

Материал: листок бумаги и доска для лепки.

Ход: Сомни бумагу. Какая бумага? Сомни доску. Какая доска?

Вывод: бумага мягкая, доска твердая.


Тема: «Из чего состоит ткань?», с целью объяснить детям, что ткань состоит из ниток.

Оборудование: кусочки ткани, лупа.

Ход: детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы.

-Что вы увидели (дырочки, сплетение нитей).

- Ткань состоит из ниточек.

Воспитатель вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

Вывод: ткань состоит из ниток.


Тема: «Свойства ткани», познакомить детей со свойствами ткани (намокает).

Материал: кусочки ткани, емкость с водой.

Ход: по показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде.

- Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?

Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет.


Опыт «Что дольше не упадет?», с целью показать детям, чтолист тяжелее перышка.

Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги.

Ход: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. Что дольше не падает? (перышко, оно легче).


Опыт с глиной, с целью познакомить с глиной и её свойствами.

Материал: глина сухая и влажная.

Ход: - Дети, что находится в тарелочке? Давайте скажем вместе: «Глина» Возьмите глину в руки. Какого она цвета? Потрогайте её и скажите, какая она? Какая глина, твёрдая или мягкая?

Вывод. Правильно, сухая глина твёрдая.

- Потрогайте и скажите, какая это глина? Попробуйте из неё что – то слепить. Получилось?

Вывод. Из влажной глины можно лепить.



«Что звучит?», с целью развивать слуховую дифференциацию.

«Теплый — холодный», с целью развивать тактильные ощущения.

«Легкий — тяжелый» температурные различия.

«Легко ли сыпется песок» (прогулка) расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.

«На мокром песке остаются следы, отпечатки», с целью расширить знания о свойствах мокрого песка.

«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» (прогулка)

«Куда исчезла вода» (прогулка), с целью показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.

«Мыльные пузырьки», с целью познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.



Во второй младшей группе (3 - 4 года) познавательно -исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на знаниях сенсорных эталонов. Подбирая предметы, ребенок учится использовать любой из них в качестве образца.


«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.



При поддержке взрослого дети используют простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук.


«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.



Опытно – экспериментальная деятельность: «Бумага, её качества и свойства», с целью научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), свойства (мнётся, рвётся, режется).

Материал: различные виды бумаги, ножницы, ёмкость с водой.

Ход: посмотрите, что у меня на подносе? Вся ли бумага здесь одинаковая? Возьми два листочка. Что ты про них можешь сказать? Бумага бывает разная гладкая и шершавая, толстая и тонкая. Погладь листы бумаги ладонью, ощупай её. Сомни лист бумаги. Бумага мнётся. Разорви на несколько кусочков (рвётся), потяни за края в разные стороны, а теперь другую бумагу. Какую бумагу было легче рвать? Вывод: бумага – материал непрочный. Разрежем лист ножницами (режется хорошо). Положим бумагу в ёмкость с водой (намокает). Какие вы видите в группе вещи, сделанные из бумаги? Как к ним надо относиться? Почему?



Овладев внешними приемами сопоставления, переходят к сопоставлению на глаз.


В повседневной жизни можно обращать внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое, кислое, сладкое, горькое. Практическим путем, в деятельности экспериментирования дети знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка.

Обогащая опыт восприятия разнообразных свойств, воспитатель учит детей выделять такие сенсорные свойства предметов, как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Предоставляет детям разнообразные игрушки и предметы с самыми различными сенсорными качествами и свойствами. Заворачивая куклу в ткань, дети быстро усваивают, что в жесткую ткань не завернешь — она плохо прилегает к предметам, а в мягкую пеленать легко.


Размер: прием наложения или приложения, с последующим переходом к сравнению предметов по размеру «на глаз».



В возрасте 4 - 5 лет у детей формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте, с помощью сравнения, анализа и обобщения. Для опытов активно используются все органы чувств.

(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)



В процессе экспериментирования активно используют слова, обозначающих сенсорные признаки, свойства объекта (цвет, форму, величину); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).


(Владимирова «Шаг в неизвестность» Методика ознакомления дошкольников с неживой природой). После списка литературы и приложений предлагаются опыты, рекомендуемые для проведения во время занятий и в свободное время. Свойства жидкости, свойства воздуха, звук, свет.


Отмечается положительная динамика овладения детьми среднего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети стали пользоваться опорными схемами в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента, в дидактических играх. Ребята познакомились с такими опытами как «Замерзшая вода», «Свет и тень», «Воздух повсюду», «Подушка пены», «Почему все звучит?», «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», и так далее.


В старшей группе, используя экспериментальную деятельность педагог, мотивирует детей на самостоятельное проведение исследовательских действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.


Опытно – экспериментальная деятельность: «Песочные часы», с целью побуждать детей обследовать временной промежуток; выделять сходство во времени механических и песочных часов

-Это настоящие песочные часы. Посмотрите, как просыпается песок. Песок сыпется ровно одну минуту. Ощутите длительность минуты. Сейчас я отвернусь и засеку на часах одну минуту: когда она началась и когда закончится. Проверим правильность работы песочных часов.


В подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Опыт «Цветные сказки»

Послушайте сказку о волшебных красках. Жили-были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке (рисую на мольберте красное пятно), и в нем все было какого цвета? Рядом стоял замок синей краски, а у нее все было какое? Чуть дальше - замок зеленой краски. Там все было какое? А еще дальше стоял замок желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой (набираю красный цвет и переносим в замок желтой краски). Что получилось? Оранжевый цвет. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось? и т.д.


Опыт: «Из каких цветов состоит солнечный луч», с целью узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.


Опыт: «Как маскируются животные», с целью выявить, как маскируются животные.


Опыт: «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», с целью показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.





Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку.

Целеполагание – проверить найти, на чем можно переплыть реку?

Выдвижение гипотезы – если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать?

Проверка гипотезы: В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Анализ полученного результата: Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Дерево лёгкое, плавает в воде.

Формулирование выводов: на деревянной пластине можно переплыть реку. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.


Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, обновления оформления сыпучих материалов, пополнения


Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

____________________


Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.



До трех лет ребенок выделяет отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение (цвет, величина, размер).


2 младшая группа




Дать представления о цветах спектра


Д/и «Укрась бабочку», целью учить детей группировать предметы по цвету закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький; развивать мелкую моторику (2 младшая группа).

Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры: посмотрите, к нам прилетели бабочки. Они принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы вы украсили их крылышки. Давайте поможем бабочкам. Выбери кружки одного цвета (из предложенных четырёх). Кружки какого цвета тебе нравятся? Укрась свою бабочку. Бабочки стали ещё красивее!


Д/и «Почини одежду зайчатам», с целью учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи (2 младшая группа).





Д/и «Спрячь мышку», с целью продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их; развивать внимание; закреплять знания о животных (2 младшая группа).





Д/и», с целью: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи; развивать мелкую моторику, внимание (2 младшая группа).





Д/и «Бусы», с целью укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету.






Развитие представлений о геометрических фигурах


Д/и «Укрась салфетку», с целью научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.



Д\и «Найди свой домик», с целью формировать у детей представление об основных геометрических фигурах и цветах.



Игры – вкладыши















Альбомы с картинками



Лото






Дать представления о отношениях по величине





Сенсорное развитие осуществляется через художественное творчество


Я, осень в гости к вам пришла. Посмотрите-ка, сколько листиков красивых я вам в садик принесла. Посмотрите, ребятки, а ведь листочки все разные. Вот этот листочек, какого он цвета? А давайте найдем такие же листочки другого цвета. Ребята, а что осенью происходит с листочками? (листья падают). И называется это? (листопад). А давайте с вами теперь поиграем и для каждого листочка найдем свое место (по цвету или форме). А посмотрите на свои ладошки, они похожи на листочки? А давайте с вами нарисуем листопад, а наши ладошки станут листочками». Так дети применяют умение различать основные цвета, собирать предметы по данному признаку.




Коллективная работа по рисованию «Листопад»



Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира.



Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.


Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм. В процессе занятий у детей развивается чувство ритма, цвета, симметрии, на основе чего формируется художественный вкус. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.




При конструировании уточняются знания детей о геометрических фигурах.





Чтобы поддержать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности и овладение ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах детской деятельности.

Детские песенки, потешки, стихи (сопровождающие все другие виды деятельности)

Книжки из разных материалов

Книжки с музыкальными эффектами

Красочные книжки разных размеров


Средняя группа

Способы обследования предметов

С 4 лет дети, рассматривая предмет, могут выделить отдельные его части и признаки.


В средней «Что вы видите круглое»


Упражнения для развития анализирующего наблюдения:


Что лежит в мешочке?», с целью закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.


Упр «Чем похожи, чем различаются предметы?» (ветка ели и сосны, жёлудь с орехом, трамвай с автобусом, легковая и грузовая машины, теплоход и самолёт и. т. п.).


Упр «Отыщи в описании двух предметов сходство и отличие» - дупло и нора, куст и дерево.


Упр «Дополни ряды предметов и назови их общим словом» (пальто, куртка…; ботинки, сапоги, туфли…; дуб, каштан…; понедельник, вторник, среда).


Ознакомление с миром природы

Наблюдения на участке


Вопросы:

1) Всмотритесь, вслушайтесь в происходящее вокруг. Какого цвета участки летом, осенью, зимой?

2) Чем пахнет на улице весной?

3) Чем пахнут проталинки, когда растаял снег?

4) Какого цвета лето?

5) Чем пахнет середина лета?

6) Что нам дарят в августе, сентябре огороды?

7) Чем пахнет на улице осенью?

8) Как грустят деревья осенью?

9) Что делают птицы? Цветы? Животные?

Включение в процесс восприятия всех органов чувств будет способствовать их активному развитию и формированию умения детей опираться на получаемую информацию. 



Вопросы для развития пространственного мышления (экскурсия по улицам города):

1) Что находится напротив детского сада?

2) Сколько магазинов на улице слева от аптеки?

3) Сколько этажей в доме напротив магазина?

4) Угадай по вывеске, кто здесь работает?

5) Расскажи, как нам перейти на другую сторону улицы?




Старшая группа


Способы обследования предметов


В 5 – 6 лет дети могут планомерно и последовательно обследовать предмет.


Способы обследования предмета




(погладить, обвести пальцем контур, надавить, потрясти, понюхать, прокатить, попробовать на вкус)



Обследование кружки в ст группе


Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово - название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни). Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

• цвет (эталоны цвета) – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма (эталоны формы) – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки (слуховые эталоны)– звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа. Дети моей группы имеют возраст от 2 до 3 лет. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно - исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение. В данной презентации представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.










Познавательно – исследовательская деятельность, как средство сенсорного развития детей



«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У Эмерсон

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В системе дошкольного образования формируются и успешно применяются материалы и разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений является познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно – исследовательская деятельность – это активность ребёнка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.


Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления объекта природы (цвет, форма, величина, запах, вкус: мнётся - ломается, высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый и прочее).

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. Для ребенка гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем -то знания в готовом виде.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу для повышения теоретических знаний и применение их в практической деятельности с дошкольниками.

2. Создать развивающую предметно – пространственную среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

3. Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию.

4. Привлекать родителей к активному сотрудничеству в экспериментальной деятельности.

С целью повышения педагогического мастерства по теме «Познавательно – исследовательская деятельность, как средство сенсорного развития детей» мной была изучена научно-методическая литература:


Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами», Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Поддьяков, А.Н. «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте», Костюченко М.П., Камалова Н.Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», Мартынова Е.А. Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду? С материалы самого раннего возраста!

Дети в возрасте 2 - 3 лет начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Эксперимент представляет собой простейшие действия, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

Во второй младшей группе (3 - 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на знаниях сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны свойства изучаемых объектов.

В возрасте 4 - 5 лет у детей формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте, с помощью сравнения, анализа и обобщения. Для опытов активно используются все органы чувств.

В старшей группе, используя экспериментальную деятельность педагог, мотивирует детей на самостоятельное проведение исследовательских действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

В процессе организации детского экспериментирования придерживаюсь определенной структуры:

- Постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

- Выдвижение детьми предположений;

- Проверка гипотез;

- Фиксация результатов и подведение итогов;

- Обсуждение работы.


В группе организована для работы по экспериментальной деятельности предметно – пространственная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, где имеются разнообразные материалы, которые распределяются по разделам:

«Песок и вода»;

«Звук»;

«Магниты»;

«Бумага»;

«Свет»;

«Стекло»;

«Природный материал».

Материалы находятся в доступном для свободного экспериментирования месте.

В уголке экспериментирования имеется:

Коллекция бумаги, ткани, фантиков, магнитов, ракушек, шишек, камней, семян.

Оборудование для игр с водой: водяные мельницы, емкости с дырочками и без, воронки, лейки.

Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты.

Условные мерки – медицинский материал: пипетки, мерные стаканчики.

камешки, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, желуди.

Игры с воздухом: султанчики, мыльные пузыри, трубочки, пакеты. воздушные шары.

Игры со светом: калейдоскоп, фонарик, зеркальца, «цветные стекла».

Имеется дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Для безопасной деятельности были разработаны правила работы:

Не толкать соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Убирай все на место.

Работа проводится под наблюдением взрослых.

Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

Не трогать грязными руками глаза.

Не брать руки в рот.

В нашей группе с детьми проводятся экологические игры, чтение высокохудожественной и познавательной литературы. В своей работе мы используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой».

Используем наглядное пособие «Беседы по картинкам. Уроки экологии».

развивающие игры:

«Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи, «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода» - экологические цепочки, «Ветки - детки».

Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Экспериментирование провожу в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности по математике дети сравнивают, измеряют.

Для речевого развития детей широко использую опыты для развития фонематического слуха и опыты для развития речевого аппарата. (Например: «Тихо-громко», «Игры - шумелки», «Горячий чай»).

Чтение художественной литературы способствует познавательному развитию детей (Например: после прочтения русской народной сказки «Колобок» дети узнают о некоторых свойствах главного героя сказки; «Заюшкина избушка» - о природных явлениях; «Три поросенка» С. Михалкова – узнают о силе струи воздуха на различные предметы).

Провожу разнообразные эксперименты на прогулке: «Воздух и вода», «Волшебный снег», «Удивительный песок», «Игры с Солнцем», «Твердые предметы», «Волшебная радуга», «Юные ученые». В самостоятельной  деятельности дети проигрывают некоторые эксперименты, не сознавая о том, что проводят опыт. (Например: дети собираются около лужи и бросают различные по свойствам предметы, тем самым узнают, какие плавают, какие тонут).

Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, выдвигают свои предположения, спорят, доказывают свою точку зрения, что стимулирует развитие сенсорных эталонов дошкольников. Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Например: из опыта «Пенящие волны» дети убедились, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены. Опыт «Волшебный магнит» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы.

Такие эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности. Дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Данная тема интересна, актуальна, многогранна. Помогает развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях дошкольника.




























Дополнительно


Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

• Развивать познавательные процессы;

• Развивать мелкую моторику.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно -познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Тюрина Олеся Николаевна

Дата: 03.12.2025

Номер свидетельства: 678220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства