Познавательно-экспериментальная деятельнсть как средство сенсорного развития детей
Познавательно-экспериментальная деятельнсть как средство сенсорного развития детей
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно-экспериментальная деятельнсть как средство сенсорного развития детей»
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей»
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
во - первых, они практически безопасны;
во – вторых, характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
в - третьих, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Мы начинаем обращать внимание детей 2 - 3 лет на запахи, звуки, цвет, форму, размер предметов, материал из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина). Эксперимент представляет собой простейшие действия, которые помогают малышам обследовать предметы.
Опыт с водой, с целью узнать, есть ли запах у воды?
Материал: стакан с соком, стакан с водой.
Ход: давайте понюхаем сок. Пахнет он или нет? А теперь понюхаем воду. Пахнет она или нет? Вывод: у воды нет запаха.
Опыт с металлофоном «Птицы и птенчики», с целью развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание металлофона).
Материал: У каждого ребенка две картинки: птица и птенчик.
Ход игры: Я буду играть на металлофоне. Если вы услышите высокий звук, вот такой, то поднимите картинку с птенчиком, если звук низкий, вот такой – поднимают картинку с птицей.
Опыт «Найдите ниточки для шариков»
Материал: воздушные шарики и нити разных цветов.
Ход: к красному шарику найти нитку такого же цвета.
Опыт «Подбери крышку к коробочке», с целью развивать умение подбирать знакомые предметов по форме.
Материал: коробочки и крышки разных форм (круглая, четырехугольная).
Ход: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму
отверстия двух коробок. – Эта коробка круглая. Эта коробка квадратная.
Затем показывает крышку. Обводит пальцем ребенка форму крышки. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Опыт «Собери пирамидку», с целью развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Ход: рассмотреть образец пирамидки. Каждый раз надо находить и надевать на стрежень самое большое из оставшихся колец.
Тема: «Из чего состоит ткань?», с целью объяснить детям, что ткань состоит из ниток.
Оборудование: кусочки ткани, лупа.
Ход: детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы.
-Что вы увидели (дырочки, сплетение нитей).
- Ткань состоит из ниточек.
Воспитатель вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
Вывод: ткань состоит из ниток.
Тема: «Свойства ткани», познакомить детей со свойствами ткани (намокает).
Материал: кусочки ткани, емкость с водой.
Ход: по показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде.
- Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?
Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет.
Опыт «Что дольше не упадет?», с целью показать детям, чтолист тяжелее перышка.
Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги.
Ход: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. Что дольше не падает? (перышко, оно легче).
Опыт с глиной, с целью познакомить с глиной и её свойствами.
Материал: глина сухая и влажная.
Ход: - Дети, что находится в тарелочке? Давайте скажем вместе: «Глина» Возьмите глину в руки. Какого она цвета? Потрогайте её и скажите, какая она? Какая глина, твёрдая или мягкая?
Вывод. Правильно, сухая глина твёрдая.
- Потрогайте и скажите, какая это глина? Попробуйте из неё что – то слепить. Получилось?
Вывод. Из влажной глины можно лепить.
«Что звучит?», с целью развивать слуховую дифференциацию.
«Теплый — холодный», с целью развивать тактильные ощущения.
«Легкий — тяжелый» температурные различия.
«Легко ли сыпется песок» (прогулка) расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.
«На мокром песке остаются следы, отпечатки», с целью расширить знания о свойствах мокрого песка.
«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» (прогулка)
«Куда исчезла вода» (прогулка), с целью показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.
«Мыльные пузырьки», с целью познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Во второй младшей группе (3 - 4 года) познавательно -исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на знаниях сенсорных эталонов. Подбирая предметы, ребенок учится использовать любой из них в качестве образца.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
При поддержке взрослого дети используют простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Бумага, её качества и свойства», с целью научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), свойства (мнётся, рвётся, режется).
Материал: различные виды бумаги, ножницы, ёмкость с водой.
Ход: посмотрите, что у меня на подносе? Вся ли бумага здесь одинаковая? Возьми два листочка. Что ты про них можешь сказать? Бумага бывает разная гладкая и шершавая, толстая и тонкая. Погладь листы бумаги ладонью, ощупай её. Сомни лист бумаги. Бумага мнётся. Разорви на несколько кусочков (рвётся), потяни за края в разные стороны, а теперь другую бумагу. Какую бумагу было легче рвать? Вывод: бумага – материал непрочный. Разрежем лист ножницами (режется хорошо). Положим бумагу в ёмкость с водой (намокает). Какие вы видите в группе вещи, сделанные из бумаги? Как к ним надо относиться? Почему?
Овладев внешними приемами сопоставления, переходят к сопоставлению на глаз.
В повседневной жизни можно обращать внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое, кислое, сладкое, горькое. Практическим путем, в деятельности экспериментирования дети знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка.
Обогащая опыт восприятия разнообразных свойств, воспитатель учит детей выделять такие сенсорные свойства предметов, как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Предоставляет детям разнообразные игрушки и предметы с самыми различными сенсорными качествами и свойствами. Заворачивая куклу в ткань, дети быстро усваивают, что в жесткую ткань не завернешь — она плохо прилегает к предметам, а в мягкую пеленать легко.
Размер: прием наложения или приложения, с последующим переходом к сравнению предметов по размеру «на глаз».
В возрасте 4 - 5 лет у детей формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте, с помощью сравнения, анализа и обобщения. Для опытов активно используются все органы чувств.
(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
В процессе экспериментирования активно используют слова, обозначающих сенсорные признаки, свойства объекта (цвет, форму, величину); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
(Владимирова «Шаг в неизвестность» Методика ознакомления дошкольников с неживой природой). После списка литературы и приложений предлагаются опыты, рекомендуемые для проведения во время занятий и в свободное время. Свойства жидкости, свойства воздуха, звук, свет.
Отмечается положительная динамика овладения детьми среднего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Дети стали пользоваться опорными схемами в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента, в дидактических играх. Ребята познакомились с такими опытами как «Замерзшая вода», «Свет и тень», «Воздух повсюду», «Подушка пены», «Почему все звучит?», «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», и так далее.
В старшей группе, используя экспериментальную деятельность педагог, мотивирует детей на самостоятельное проведение исследовательских действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Песочные часы», с целью побуждать детей обследовать временной промежуток; выделять сходство во времени механических и песочных часов
-Это настоящие песочные часы. Посмотрите, как просыпается песок. Песок сыпется ровно одну минуту. Ощутите длительность минуты. Сейчас я отвернусь и засеку на часах одну минуту: когда она началась и когда закончится. Проверим правильность работы песочных часов.
В подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Опыт «Цветные сказки»
Послушайте сказку о волшебных красках. Жили-были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке (рисую на мольберте красное пятно), и в нем все было какого цвета? Рядом стоял замок синей краски, а у нее все было какое? Чуть дальше - замок зеленой краски. Там все было какое? А еще дальше стоял замок желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой (набираю красный цвет и переносим в замок желтой краски). Что получилось? Оранжевый цвет. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось? и т.д.
Опыт: «Из каких цветов состоит солнечный луч», с целью узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
Опыт: «Как маскируются животные», с целью выявить, как маскируются животные.
Опыт: «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», с целью показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Структура детского экспериментирования:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку.
Целеполагание – проверить найти, на чем можно переплыть реку?
Выдвижение гипотезы – если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать?
Проверка гипотезы: В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Анализ полученного результата: Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Дерево лёгкое, плавает в воде.
Формулирование выводов: надеревянной пластине можно переплыть реку. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, обновления оформления сыпучих материалов, пополнения
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».