kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная беседа с детьми в подготовительной к школе группе «Быт кубанских казаков».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной беседе дети узнали о казачьем быте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная беседа с детьми в подготовительной к школе группе «Быт кубанских казаков».»

Познавательная беседа с детьми в подготовительной к школе группе «Быт кубанских казаков».

Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью и бытом кубанского казачества. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и прививать любовь к родному краю – малой Родине.

Предварительная работа: рассматривание старинных фотографий, альбомов, мультимедийное сопровождение.

Материалы: аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей.

Ход занятия:

Мотивированный момент:

(Воспитатель в кубанском костюме входит с детьми под звучание гимна Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина»)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

-Совершенно верно, дети.

Послушайте отрывок из стихотворения Виктора Гончарова о Кубани. (звучит тихая кубанская музыка)

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там, где-то, саманный

Курень мой дымится…

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски.

-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. (изображение на картине, фото, макет подворья)

-А что такое хата? (ответы детей)

-В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (Ответы детей: добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение мужчины- казака в кубанском костюме).

-Ребята, давайте вспомним, какие пословицы про казака вы знаете?

Дети:

-Казак без коня, что солдат без ружья.

-Казак в беде не плачет.

-Казак сам голодает, а конь его сыт.

-Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

-Терпи казак-атаманом будешь.

-Казаку честь-родину беречь.

-Казачьему роду-нет переводу.

-Отлично, ребята, вы знаете много пословиц про казаков. А как называли жену казака?

(Ответы детей: казачка.) (Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение женщины-казачки в кубанском костюме).

Воспитатель:

-Сейчас, ребята, поиграем. Я дам вам задание: правильно одеть в народные костюмы казака и казачку.

(воспитатель предлагает несколько вырезных кукол с набором вырезной бумажной одежды: современной и казачьей).

(Воспитатель спрашивает, почему именно такую одежду выбрали дети, как она называется, хвалит ребят).

Воспитатель:

-Расскажите мне, пожалуйста, чем женщина-казачка занималась дома? (Ответы детей: ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб, воспитывала детей, работала в поле, пряла, ткала, шила, вязала).

(Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение картинок труда казачек).

Воспитатель:

-На Кубани женщины очень любил готовить вкусную еду для своего мужа и всей многочисленной семьи. Кто знает, ребята, в чем готовили еду?

(Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение чугунка на картинке).

Дети:

-В чугунке. Он тяжелый, чугунный и каша в нем получается вкусная.

Воспитатель:


-А молоко в чем хранили, знаете, дети? (Ответы детей: глиняный сосуд, который называется глэчик).

(Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение глэчика на картинке).

Воспитатель:

-Чтобы хозяйка казачьей хаты могла испечь пироги, ей нужно замесить тесто. Вспомните, ребята, как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Ответы детей: макитра-это большой кувшин из глины). Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображение макитры на картинке).

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, вот я вам принесла тесто и сейчас мы с вами будем из него лепить пироги. (Дети лепят из соленого теста пироги и пирожки).

Молодцы, много налепили! Теперь отправляем пироги в русскую печь. (Воспитатель демонстрирует изображение или макет печи).

Воспитатель:

-Знаете, ребята, самое главное в казачьей хате - это русская печь. Не зря её ласково печкой-матушкой в сказках называют. Затрещат морозы лютые на дворе, завоет-засвистит ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь существует около четырёх тысяч лет. Она обогревала жилище, в ней готовили еду, выпекали хлеб, варили квас, сушили фрукты, одежду и даже деток малых лечили её теплом. Летом выносили печку во двор, чтобы жару не было, там и готовили. Пища получалась вкусной, полезной и ароматной.

Много пословиц и поговорок сложено народом про русскую печь:

«Всё, что в печи- на стол мечи»

«Печь нам мать родная»

«У печи всё красное лето»

«Хлебом не корми, только с печи не гони».

Воспитатель:

-Зимой в мороз даже кур под печкой держали. Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.»

Предлагаю вам, дети, поиграть в народную игру, которая называется «Тесто».

(Под кубанскую мелодию дети играют в игру «Тесто». Правила игры: дети стоят парами в кругу, держась за руки, которые подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. По окончании музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Затем выбирают следующую пару и игра возобновляется.)

Воспитатель:

-Ребята, садитесь поудобнее, продолжим наше путешествие в прошлое. Пирогов мы напекли, будем чай пить. Кто помнит, чаем поили гостей из чего (Ответы детей: из самовара).

(Воспитатель демонстрирует изображение самовара).

Воспитатель:

- Правильно, дети, молодцы. Казачки были очень домовитые, аккуратные. На стол стелили скатерть, которую сами вязали и рушники тоже трудолюбивые хозяйки сами ткали и вышивали. Ответьте, ребята, что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные и вязанные изделия? (Ответы детей: рубель и каталка.) (Воспитатель во время ответа детей демонстрирует изображение рубеля и каталки.)

Воспитатель:

-Совершенно верно! Пришло время поиграть, свои косточки размять. Игра называется «Покажи, что назову». Встаньте, пожалуйста, дети. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

(Дети имитируют движения).

-копать землю;

-нести коромысло;

- класть в печь хлеб;

-месить тесто;

-гладить бельё;

-вышивать;

-собирать в корзину яблоки;

-покормить кур.

(Дети показывают движения, имитируя то или иное действие, озвученное воспитателем.)

Рефлексия.

Воспитатель:

-Нам пора возвращаться в детский сад из нашего интересного путешествия в прошлое. Давайте вспомним, какие предметы, украшенные кружевом, вы видели в хате?

(Ответы детей: рушники, скатерть, занавески, подзор на простыни.) (Воспитатель во время ответов детей демонстрирует изображения на картинке).

-Назовите мне два цвета, которые традиционно использовали в кубанской вышивке.

(Ответы детей: красный и черный.)

-Правильно. Ребята, какие вы молодцы! Вы так много знаете о быте и традициях кубанских казаков! Сегодня вы услышали много новых слов, давайте их вспомним. Поиграем: я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили казаки (Ответы детей: хата)

-Это глиняный кувшин, в котором молоко долго не скисает (Ответы детей: глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда наших предков всегда была выглажена (Ответы детей: рубель и каталка)

-В чем на Кубани замешивали тесто? (Ответы детей: в макитре)

-Воду женщины-казачки приносили из ….(Ответы детей: колодца)

-Вкусный чай всей семьёй пили из …. (Ответы детей: самовара)

-В нём готовили полезную кашу, картошку и он был очень тяжелый? (Ответы детей: чугунок)

-Чем вытирал руки казак после мытья? (Ответы детей: рушником)

-Молодцы, ребята! Я уверенна, что наши предки гордились бы вами. Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Водовская Н И, Белова Н.С

Дата: 20.03.2024

Номер свидетельства: 647570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства