По Формированию элементарных математических представлений детей старшей группы на тему:
« Поможем Незнайке разделить круг на четыре равные части»
Выполнила: воспитатель
Высшей категории Шобонова С.А.
г.о.г. Выкса, 2025г.
Занятие 4 МартИ.А. Помораева, В.А. Позина
Программное содержание: Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках и четырех угольниках.
Демонстрационный материал: Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 0 до 9.
Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).
Ход
В шляпе с круглыми полями\
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он — художник знаменитый,
Он — известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет. К
то он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?..
Ответ детей: (Незнайка).
В.: Правильно и сегодня он снова пришёл узнать много нового.
Н.: Здравствуйте ребята.
Ответ детей.
Н.: я вам принёс конверт, но что там лежит сам не знаю ?
(Незнайка принёс конверт)
В.: Незнайка, здесь загадка: послушайте, ребята:
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я - старинный друг.
Называют меня …
Ответ детей: (круг)
В.: правильно –это круг
I часть. Игровое упражнение «Раздели круг на части»
В.: А здесь ещё есть задание: «Нам нужно разделить круг на четыре равные части.
На сколько частей мы уже умеем делить круг?
Ответ детей на 2 части.
В.: Предлагаю тебе Артём сложить круг пополам и разрезать его на две равные части, объяснив, как он будет это делать.
В.: ребята, Сколько частей получилось?
Ответ детей две части.
В.: Как называется каждая часть?
Ответ детей ½
В.: правильно одна вторая.
В.: Что больше: целый круг или его часть?
Ответ детей целый круг
В.: Правильно. Что меньше: часть круга или целый круг?
Ответ детей Часть круга меньше, чем целый круг.
В.: Ребята, а как вы думаете, как получить четыре равные части?
Ответ детей:
В.: Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам.
Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам. Воспитатель комментирует действия детей и прикрепляет части круга к фданелеграфу.
В.: Сколько частей получилось?
Ответ детей 4 части
В.: Как можно назвать каждую часть?
Ответ детей: (Одна четвертая.)
В.: Что больше: целый круг или одна четвертая часть?
Ответ детей: целый круг больше, чем одна четвёртая.
В.: Что меньше: одна четвертая крута или одна вторая круга?
Ответ детей:
В.: Что больше: одна вторая круга или одна четвертая?
Ответ детей
В.: Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая?»
(При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей.)
В.: ребята предлагаю вам, сложить целые круги из частей.
В коробке у воспитателя 3 круга разного цвета, разрезанные на четыре равные части. Туда же он кладет и круг с фланелеграфа. Воспитатель вызывает троих детей, раздает им части кругов из коробки и предлагает составить на фланелеграфе целые круги.
В.: молодцы, а теперь, предлагаю вам, поиграть
Физминутка
Хомка, хомка, хомячок.
II часть. Игровое упражнение «Раздели круг, и покажи его части».
В.: ребята, предлагаю вам разделить круги на четыре равные части.
Предварительно дети объясняют, как это сделать.
В.: сначала пополам, потом ещё пополам., разрезаем и получаем что?
Ответ детей 4 части квадрата. Одна четвёртая.
В.: предлагаю поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части круга.
Составьте целый круг из четырех частей.
Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».
В.: молодцы, вот Незнайка и мы с вами узнали, как можно разделить круг, а сейчас мы с вами определим сколько в игровом упражнении:
III часть. Игровое упражнение «Определи сколько».
В.: Ребята, отсчитайте на верхней полоске фланелеграфа 10 красных кругов я их как расположила к друг другу?
Ответ детей: близко друг к другу.
В.: правильно, а на нижней полосе — 10 зеленых кругов как я расположила?
Ответ детей: далеко друг от друга.
В.: «Сколько кругов на верхней полосе?
Ответ детей: 10 кругов
В.: Сколько кругов на нижней полосе?
Ответ детей: тоже 10 кругов
В.: Чем отличаются круги на верхней и нижней полосках?
Ответ детей
В.: Почему красные круги занимают меньше места, а зеленые больше?
Ответ детей:
В.: Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?
Ответ детей:
В.: Обозначим число цифрами. Какие цифры ты взяла Тая?
Ответ детей:
В.: Как их расположи ли?
Ответ детей: (Один слева, ноль справа.)
Ответ детей
В.: Какое число обозначили?
Ответ детей.
В.: правильно число 10.
Незнайка, что то я устал, хочу с вами ребята поиграть в Игру, хотите?
Ответ детей Да.
IV часть. Подвижная игра «Найди свой аэродром».
На ковре разложены геометрические фигуры, обозначающие аэродром. Воспитатель вместе с детьми рассматривает и называет опознавательные знаки аэродромов (квадрат, прямоугольник, разносторонний и равносторонний треугольники).
Дети берут с подноса по одной фигуре и движутся под музыку. По окончании мелодии каждый ребенок находит свой аэродром в соответствии с имеющейся у него фигурой. При повторе игры воспитатель объединяет фигуры в две группы: квадраты и прямоугольники, разносторонние и равносторонние треугольники — и предлагает детям назвать каждый из аэродромов одним словом.
В.: Ребята, все большие молодцы.
Н.: я всё узнал, мне пора в свой солнечный город. Спасибо вам ребята, я ещё к вам приду. До свидания.
Рефлексия
Ребята, кому мы сегодня помогали?
- Что мы учились делать?
- Какие задания выполняли?
- Вызвало ли у вас затруднение выполнение какого-нибудь задания?
- Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они молодцы: справились со всеми заданиями и смогли помочь Незнайке.