Положение о группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Положение о группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Настоящее положение регулирует порядок работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее логопедическая группа) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида «Родничок» (далее МАДОУ ДСКВ «Родничок»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Положение о группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи»
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
(ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)
МАДОУ ДСКВ «РОДНИЧОК»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее положение регулирует порядок работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее логопедическая группа) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида «Родничок» (далее МАДОУ ДСКВ «Родничок»)
1.2 Логопедическая группа создается в МАДОУ ДСКВ «Родничок» с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе, при наличии условий для функционирования.
1.3. Логопедические группы в своей деятельности руководствуются:
- Семейным Кодексом РФ (от 29.12.1995г. № 223 - ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с изменениями;
- Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с изменениями;
- Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с изменениями;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового Положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», с изменениями;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15. 05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 24.03.2009 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации 16.01.2002 № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
- нормативно-правовые акты ХМАО-Югры;
- нормативно-правовые акты Кондинского района;
- нормативно-правовыми актами и Уставом МАДОУ ДСКВ «Родничок»;
- настоящим положением.
1.5. В логопедической группе осуществляется квалифицированная коррекция речевых нарушений и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
1.6. Основные задачи логопедической группы МАДОУ ДСКВ «Родничок» являются:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.7. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации.
ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП
2.1. Логопедическая группа в МАДОУ ДСКВ «Родничок» открывается на основании приказа при наличии у воспитанников заключения от территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.2. Зачисление в логопедическую группу проводится на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК). При зачислении в логопедическую группу воспитанники регистрируются в «Журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки».
2.3. В логопедическую группу МАДОУ ДСКВ «Родничок» зачисляются дети одного возраста и уровня речевого развития. В количестве не более 12 человек с тяжелыми нарушениями речи с 5 лет.
2.4. Срок коррекционно-развивающей работы 1-2 года. По окончании срока обучения проводятся обследование ребенка и при необходимости на основании заключения ТПМПК срок обучения продлевается.
2.5. Приему в логопедическую группу МАДОУ ДСКВ «Родничок» не подлежат дети, имеющие:
- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.6. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.7 Воспитатели группы на каждого воспитанника заводят папку для индивидуального образовательного маршрута. Ответственность за заполнение и исполнение индивидуальных образовательных маршрутов возлагается на всех педагогов, работающих с детьми группы компенсирующего вида.
2.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.9. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.10. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, проводятся вне занятий, предусмотренных расписанием организованной образовательной деятельности, с учетом режима работы МАДОУ ДСКВ «Родничок» и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.11. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей (старший возраст 2 раза в неделю, подготовительный - 3 раза в неделю).
2.12. Индивидуальные занятия проводятся не менее четырех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними могут проводиться в подгруппе по два человека.
2.13. Подгрупповые занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю;
2.14. Продолжительность группового занятия:
- в старшей группе - 25 минут;
- в подготовительной к школе группе - 30 минут.
2.15. Продолжительность подгруппового занятия составляет 20 минут, продолжительность индивидуального - 20 минут с каждым ребенком.
2.16. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.17. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы, дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.18. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий логопедической группы несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели.
РУКОВОДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда и воспитателями группы осуществляется заместителем заведующего по воспитательной работе и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующий:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
- подбирает в логопедическую группу учителя-логопеда и воспитателей, имеющих высшее или среднее педагогическое образование и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, прошедшие курсы повышения квалификации по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.4. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.5. Учитель-логопед:
- является куратором логопедической группы;
- обследует речь детей группы компенсирующего вида МАДОУ ДСКВ «Родничок»;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической
консультации с целью определения в специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами МАДОУ ДСКВ «Родничок» по вопросам
освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в МАДОУ ДСКВ «Родничок» и результатах коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
- информирует педагогический коллектив МАДОУ ДСКВ «Родничок» о задачах, содержании работы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- повышает свою профессиональную квалификацию (не реже 1 раза в 3 года) и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.6. Учитель-логопед пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.7. Учитель-логопед ведёт документацию:
1.График работы учителя – логопеда.
2.Список воспитанников зачисленных в логопедическую группу компенсирующей направленности, диагноз воспитанников.
3.Расписание коррекционно – развивающей деятельности логопедической группы.
4. Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда с воспитанниками ТНР. Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная образовательная деятельность с воспитанниками старшей, подготовительной группы «Колобок».
5. Речевая диагностика воспитанников логопедической старшей, подготовительной группы «Колобок». Диагностические данные в баллах и определение речевого уровня развития дошкольника в процентном соотношении.
6. Согласие родителей на посещение логопедической группы компенсирующей направленности «Колобок».
7. Анамнестические данные на каждого ребенка со слов родителей.
8. Речевые карты на каждого дошкольника логопедической группы с ТНР.
9. Журналы учета посещаемости воспитанников логопедической старшей, подготовительной группы «Колобок».
10. Рабочая учебная программа для воспитанников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС.
11. Планы фронтальной и индивидуально - подгрупповой работы по коррекционно – развивающей деятельности с воспитанниками старшей и подготовительной группы «Колобок».
12. Инновационная программа «Россиянка». Тема: «Русское народное творчество в решении коррекционных задач по развитию речи и чувства ритма у старших дошкольников».
13. Перспективный план организованной коррекционно – развивающей деятельности инновационной программы «Россиянка» для старших дошкольников.
14. Индивидуальные тетради на каждого воспитанника по заданию учителя – логопеда для закрепления полученных навыков, знаний.
15. План консультативно – методической работы с родителями и педагогами МАДОУ (мероприятия направленные на профилактику и коррекцию речи дошкольников: консультации, семинары – практикумы, мастер – классы, родительские собрания).
16. Папка нормативных документов.
17. Паспорт логопедической группы.
18. Индивидуальные образовательные маршруты всех воспитанников группы компенсирующего вида