Педагогического совета от 31.03.2022. Приказ № 15/1 от 31.03.2022
УТВЕРЖДЕНО:
.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ №35
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утв. Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г.№Р-76), Основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации 31декабря 2019г. №3273-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №2580-р), Распоряжением Министерства просвещения России от 4 февраля 2021г. №Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»,
Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (разр. Министерством Просвещения и Общероссийским профсоюзом образования от 21 декабря 2021г.№АЗ-1128/08/657), национальным проектом «Образование» на территории Псковской области на основании приказа Комитета по образованию Псковской области от 25.02.2022 №ОБ-ОРД-2022-107 «О внедрении целевой модели наставничества в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программа среднего профессионального образования», приказа Комитета по образованию Псковской области от 01.10.2020 №881. и регламентирует порядок организации наставничества над педагогами в МБДОУ №35 (далее – Учреждение).
Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
Основные понятия и термины
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник–у частник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Цели и задачи наставничества
Цель создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно- методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в Учреждении для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых / начинающих педагогов
Задачи наставничества в Учреждении:
оказывать методическую, психолого- педагогическую помощь и поддержку молодым специалистам, педагогам в их профессиональном становлении.
формировать у Наставляемых стойкого интереса к педагогической деятельности и закрепление их в ДОУ;
содействовать ускорению процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
способствовать адаптации к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций ДОУ и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей.
Организационные основы наставничества
3.1. Руководство деятельностью Наставников осуществляет куратор и координатор наставничества в ДОУ, которые подбирают Наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе ДОУ, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
Наставник может иметь одновременно не более двух наставляемых.
3.2 Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ и по обоюдному согласию Наставника и Наставляемого. Наставник закрепляется за следующими категориями сотрудников ДОУ:
- молодой/начинающий педагог;
– педагог, приступивший к работе после длительного перерыва;
‒педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы;
‒педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
‒педагог, желающий овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д.;
‒педагог, находящийся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
‒педагог, испытывающий другие профессиональные затруднения и осознающих потребность в наставнике;
‒стажер/студент, заключивший договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной организации.
3.3 Кандидатуры Наставников рассматриваются на заседаниях педагогического совета и утверждаются на один учебный год приказом заведующего ДОУ при обоюдном согласии Наставника и Наставляемого.
Замена педагога-наставника производится приказом заведующего Учреждения в случаях:
Показателями оценки эффективности работы педагога-наставника является:
качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в период наставничества;
активное участие молодого педагога в жизни Учреждения, выступления на методических мероприятиях Учреждения, мероприятиях муниципального и областного уровней;
участие молодого педагога в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Оценка производится по сравнительным результатам начального и итогового контроля.
За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим Учреждения по действующей системе стимулирования и поощрения, вплоть до представления к почетным грамотам и званиям.
Реализация целевой модели Наставничества.
Для успешной реализации целевой модели Наставничества, в МБДОУ организуется Методическое объединение педагогов-наставников на учебный год, с целью осуществления текущего руководства реализацией персонализированных программ наставничества, методической помощи педагогам ДОУ, исследования и изучения концепций современного наставничества, отслеживания эффективности деятельности наставника и наставляемого.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия Наставник - Наставляемый:
- Обучение наставников; определение пары наставник/наставляемый, разработка и апробация персонализированных программ наставничества педагогических работников (далее - ППН); разработка Индивидуального образовательного маршрута наставляемого (далее - ИОМ);
- Регулярные встречи Наставника и Наставляемого, в соответствии с ППН.
года.
- Проведение заключительной встречи Наставника и Наставляемого. Реализация целевой модели Наставничества осуществляется в течение учебного
Обязанности наставника
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, локальных актов Учреждения, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности.
Изучать:
деловыеинравственныекачествамолодогопедагога;
отношение молодого педагога к проведению воспитательной и образовательной деятельности, коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям (законным представителям);
егоувлечения, наклонности.
Контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом образовательной деятельности, мероприятий.
Разрабатывать совместно с молодым педагогом ППН, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать выполнение заданий, оказывать при этом необходимую помощь.
Оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении тонкостями педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения образовательной деятельности, мероприятий с воспитанниками и/или родителями (законными представителями) детей, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в Учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного или дисциплинарного воздействия.
Вести необходимую документацию по работе наставника:
Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого ( это долгосрочная 4 5 лет) образовательная программа профессионального самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив;
Персонализированная программа наставничества педагогических работников (ППН) – краткосрочная персонализированная программа (от3месяцевдо1года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон;
диагностическая карта оценки навыков молодого педагога (заполняется по окончанию реализации программы наставничества);
отчет о проделанной работе по организации наставничества (заполняется ежегодно в конце учебного года и по окончанию реализации программы наставничества).
Права наставника
Подключать с согласия заведующего МБДОУ № 35 других сотрудников для дополнительного обучения молодого педагога.
Требовать рабочие отчеты у молодого педагога в устной и письменной форме.
Обязанности наставляемого
Изучать законодательные и нормативные акты, а также локальные акты, регламентирующие дошкольное образование и определяющие деятельность педагога, особенности работы Учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности.
Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
Учиться у наставника передовым методам и формам работы, конструктивно строить свои взаимоотношения с ним.
Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
Раз в три месяца отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем.
Права наставляемого
Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
Повышать квалификацию удобным для себя способом.
Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Руководство работой наставника
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на куратора реализации программ наставничества, который назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя;
куратор реализации программ наставничества:
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в Учреждении
педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
организовывает разработку персонализированных программ наставничества;
‒осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы (целевой модели) наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению системы
(целевой модели) наставничества;
‒осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
‒принимает участие в наполнении рубрики «Наставничество» на официальном сайте образовательной организации различной информацией (событийная, новостная,
методическая, правовая и пр.);
‒инициирует публичные мероприятия попопуляризации системы наставничества педагогических работников;
– работает в тесном взаимодействии с первичной профсоюзной организацией или территориальной профсоюзной организацией.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность педагогов-наставников, относятся: