kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Полоролевое воспитание: принципы, методы, картотека игр и упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Половая социализация начинается с рождения, когда родители и окружение начинают обучать ребенка половым ролям, соответствующим их полу. Генетическая информация определяет пол ребенка и задает программу воспитания для взрослых, указывая на то, какой половой роли должен соответствовать ребенок. Обучение половой роли происходит в соответствии с культурными традициями.

Чтобы организовать занятия по полоролевому воспитанию, составляйте программу на основе десяти принципов. Помните: задача занятий – сформировать у воспитанников предпосылки для успешной социализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Полоролевое воспитание: принципы, методы, картотека игр и упражнений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

















Педагогический час:

«Полоролевое воспитание:

принципы, методы, картотека игр и упражнений»



(12.11.2025 г.)







Подготовила:

педагог-психолог Аванесян С.С.











Ставрополь, 2025 г.

Половая социализация начинается с рождения, когда родители и окружение начинают обучать ребенка половым ролям, соответствующим их полу. Генетическая информация определяет пол ребенка и задает программу воспитания для взрослых, указывая на то, какой половой роли должен соответствовать ребенок. Обучение половой роли происходит в соответствии с культурными традициями.

Чтобы организовать занятия по полоролевому воспитанию, составляйте программу на основе десяти принципов. Помните: задача занятий – сформировать у воспитанников предпосылки для успешной социализации.

Принципы полоролевого воспитания

Индивидуальный подход. Учитывайте особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, чтобы не навязывать жесткие гендерные стереотипы.

Баланс между мужественностью и женственностью. Развивайте у детей качества их пола без ограничения их возможностей в других сферах. Мальчикам следует прививать такие качества, как смелость и ответственность, а девочкам – мягкость и заботливость, но также важно развивать у всех детей эмпатию, творчество и другие универсальные качества.

Ролевые модели. Дети учатся через подражание, поэтому предложите родителям, воспитателям демонстрировать образцы поведения, но избегать крайностей и стереотипов.

Равноправие и уважение. Формируйте у воспитанников чувства равноправия и уважения к противоположному полу. Учите взаимодействовать на основе взаимного уважения и поддержки.

Развитие социальных навыков. Полоролевое воспитание должно способствовать развитию у детей навыков общения, сотрудничества и разрешения конфликтов.

Обучение через игру. Игры и ролевые игры являются важным инструментом в полоролевом воспитании. Они позволяют детям экспериментировать с разными ролями и развивать понимание гендерных различий и особенностей.

Позитивное подкрепление. Поощряйте детей за проявление желаемых полоролевых качеств. Например, похвалой, улыбкой, небольшими подарками. Позитивный опыт помогает закрепить правильные модели поведения.

Информированность и просвещение. Рассказывайте родителям и воспитателям о современных подходах к полоролевому воспитанию. Помогайте избегать гендерных стереотипов. Выстраивайте отношения с родителями, чтобы обеспечить последовательность и единство подходов к полоролевому воспитанию.

Комплексность подхода. Полоролевое воспитание должно быть частью общей системы воспитания и развития ребенка. Интегрируйте воспитание во все аспекты образовательного процесса – учебные занятия, игры и повседневную деятельность.

Методы полоролевого воспитания

Методы полоролевого воспитания дошкольников включают три категории – игровые, образовательные и творческие. На каждом занятии рекомендую сочетать методы разных категорий. Например, после беседы по сказке провести ролевую игру.

Игровые методы. Половозрастному воспитанию помогают три вида игр – ролевые, сюжетно-ролевые и игры с игрушками. Ролевые игры – игры, в которых дети могут примерять на себя различные роли, такие как «мама и папа», «врач», «пожарный», «учитель». Сюжетно-ролевые игры – игровые ситуации, в которых дети разыгрывают реальные жизненные сценарии – мальчики и девочки действуют в соответствии с их гендерными ролями. Игры с игрушками способствуют развитию гендерных качеств, например, куклы для девочек и строительные наборы для мальчиков, но при этом детям необходимо оставлять свободу выбора. Чтобы включить игры в занятие, воспользуйтесь картотекой.

Игры, чтобы формировать половые роли

Игра «Семейный обед». Дети распределяют роли членов семьи. Подготовка обеда: мальчики накрывают на стол, девочки помогают готовить (на игрушечной кухне). Уборка после обеда: все вместе моют игрушечную посуду и убирают стол.

Игра «Семейная уборка». Дети разбираются, кто чем занимается: мальчики пылесосят и моют полы, девочки расставляют игрушки и цветы. Все вместе протирают пыль и следят за чистотой в игровой комнате.

Игра «Стиральная машина». Девочки загружают стиральную машину (игрушечную), развешивают бельё. Мальчики помогают развешивать бельё, а затем складывают и раскладывают по местам.

Игра «Починим и украсим». Мальчики чинят сломанные игрушки или мебель (с помощью игрушечных инструментов). Девочки украшают комнату подделками и рисунками.

Игра «Семейный ремонт». Мальчики и девочки вместе «красят стены» (с помощью безопасных инструментов), чинят мебель, украшают комнату своими поделками.

Игра «Уход за младенцем». Роли родителей распределите между детьми. Мальчики и девочки вместе заботятся о куклах-младенцах, кормят, переодевают, укладывают спать.

Образовательные методы. Чтобы выполнить образовательные задачи, рекомендуется читать с воспитанниками сказки, смотреть мультипликационные фильмы. Читайте и обсуждайте с детьми сказки, повести с положительными гендерными образами. Просмотр и анализ мультфильмов и фильмов – выбор медийных материалов, где мальчики и девочки демонстрируют положительные гендерные качества, и обсуждение с детьми поведения героев. Подбирайте репертуар для занятий по перечням ФОП ДО для детей разного возраста.

Творческие методы. Рисование и аппликации. Организация творческих занятий, где дети могут выразить свои представления о гендерных ролях через искусство. Предложите на занятиях выполнить аппликации, рисунки на тему «Семья». Музыкальные и танцевальные занятия. Интеграция музыки и танцев, которые помогают детям развивать гендерные качества, например, участие в хороводах, народных танцах и песнях.

Сказки, чтобы формировать правильные представления

о семейных ролях

Корней Чуковский «МойДодыр». Сказка о важности гигиены и порядка в доме, помогает детям понять, что чистота и порядок – общая обязанность всех членов семьи.

Агния Барто «Игрушки». Стихотворение, которое учит детей заботиться о своих вещах и помогать родителям в уборке, поддерживая порядок в доме.

Нина Бенашвили «Про девочку Машу и куклу Наташу». История о том, как девочка учится заботиться о своей кукле, что позволяет ей понять, как важно помогать по дому и заботиться о других.

Сергей Михалков «А что у вас?». В этом стихотворении дети узнают о различных профессиях профессиях и домашних обязанностях, что помогает им осознавать важность труда и взаимопомощи.

Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил». Сказка о муравьишке, который учится помогать семье и выполнять свои обязанности.

Людмила Зубкова «Помогаю маме». История о маленьком мальчике, который учится помогать маме по дому, что показывает важность помощи и заботы о близких.

Валентин Катаев «Цветик-семицветик». Эта сказка учит детей быть внимательными к желаниям и потребностям своих близких, а также заботиться о них. Героиня, исполняя желания, понимает, что главное – помогать другим.

Александр Куприн «Слон». Рассказ о девочке, которую отец пытается порадовать, исполняя ее желание увидеть слона. История показывает, как важно быть внимательным к желаниям и чувствам своих близких, проявлять заботу и любовь.

Сказки для мальчиков

Александр Сергеевич Пушкин – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В этой сказке мужественные и смелые богатыри защищают царевну от зла, подчеркивая важность защиты слабых и справедливости.

Виктор Драгунский – «Денискины рассказы». В этих рассказах много эпизодов, где маленький Дениска и его друзья проявляют смелость, отвагу и учатся быть настоящими людьми, защищающими справедливость и помогать другим.

Сказки для девочек

«Морозко». В этой сказке Марфушенька-душенька проявляет трудолюбие и терпение. Она скромна и заботлива, что в итоге вознаграждается щедрыми дарами Морозко, тогда как ее ленивая и гордая сестра остается ни с чем.

«Царевна-лягушка». В сказке Василиса Премудрая, превратившаяся в лягушку, демонстрирует ум, трудолюбие и терпение. Она выполняет все задания царя, спасает мужа и восстанавливает справедливость.


Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве. Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает, как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других. Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах?

Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу; развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи: образовательные; развивающие; воспитательные.

Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью. Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе.

К развивающему полю можно отнести: упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.); музыкальные и физические развивающие игры и т. д.; задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д. Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Психологические аспекты гендерного воспитания

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

В НОД по познавательно-речевому, социально-коммуникативному развитию педагогу важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Также педагог должен дифференцированно подходить к подбору раздаточного материала (предложить мальчикам посчитать солдатиков, танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки, матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях.

На музыкальных занятиях музыкальному руководителю следует обращать внимание на красоту, правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться в процессе НОД физической культурой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности педагоги и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

Психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики: Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.

Девочки: Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть. Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные). Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют). Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одногруппницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Оформление уголка по гендерному воспитанию

В гендерном воспитании и правильной социализации дошкольников очень важна наглядность и вовлечённость. Поэтому в каждой возрастной группе нужно оформлять Уголок по гендерному воспитанию. Это часть предметно-развивающей среды, вариант игрового пространства. Уголок оформлен играми, игрушками, развивающими композициями и изображениями, с учётом интересов и мальчиков, и девочек. Дети не только с удовольствием рассматривают наглядные пособия, но активно проигрывают различные игровые ситуации, персонифицируя себя по-разному, для этого можно оформить тематические уголки: «Парикмахерская», «Гараж», «Кафе», «Кухня», «Строим дом», «Театр» (можно перевоплотиться в героя сказки, людей различных профессий, примерить на себя вместе с костюмом новую роль) и т. д. Хорошо, если в уголке будут в наличии костюмы для сюжетно-ролевых игр, доступных пониманию детей — продавец, врач, милиционер, повар, механик, пожарный, парикмахер. Не стоит запрещать детям примерять на себя гендерно «нестереотипный» образ: девочке так же интересно побыть пожарным, как и мальчику поваром. Девочки с удовольствием играют во всё, что связано с красотой.

Фотогалерея: Красочные картинки помогут детям лучше осмыслить гендерную реальность В традиционной культуре розовый цвет обычно считается «женским», а голубой — «мужским».

В программе дошкольного обучения большое внимание уделяется ручному труду, созданию поделок, рисованию, лепке, аппликации и т. д. Развитие мелкой моторики стимулирует интеллектуальное и физическое развитие. Самостоятельное создание поделок, сувениров способствует эстетическому и творческому воспитанию, вырабатывает умение сосредотачиваться, усидчивость, терпение и другие навыки и характеристики. До определённого возраста у детей нет в творчестве предпочтений, обусловленных гендером. К вопросу овладения навыками ручного труда девочками и мальчиками не стоит подходить одинаково. Девочки имеют более развитую мелкую моторику, более усидчивы. Но это не означает, что им подходит только вышивка, аппликация и т. д. Наоборот, нужно поощрять и развивать те навыки, которые «остаются за кадром», например, конструирование. Скорее всего, поделками с техническим уклоном больше будут интересоваться мальчики, а рукодельно-художественными — девочки. Однако у детей этого возраста ещё не выработалось чёткое разграничение типов творческой активности по принципу пола, поэтому воспитателю следует поддерживать выбор ребёнка вне зависимости от гендерных стереотипов. Гендерный подход касательно уроков ручного труда можно применять, например, в изготовлении детьми сувениров для родителей к праздникам. В одном из детских садов воспитанники старшей группы в качестве подарка на 8 Марта делали для мам расписные дощечки. Мальчики с удовольствием занимались шлифовкой (девочки им помогали) и росписью, при этом в рисовании девочки охотно «брали шефство», если у мальчиков что-то не получалось. Это способствовало установлению взаимопомощи, укрепляло дружбу.

Поскольку гендерное воспитание в ДОУ не имеет жёстких догм и конкретно прописанных рамок, реализуя его, каждый воспитатель создаёт свой индивидуальный план проведения мероприятий. В качестве сценарной основы логично использовать уже знакомые детям сказки и ситуации, героев, предметы и реквизит. В самом общем виде сценарий можно представить в виде последовательности: К детям приходит герой сказки (Буратино, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Дюймовочка, Волшебник и Волшебница и проч.). Происходит приветствие и сцена знакомства (отработка навыков этикета, учимся здороваться и представляться). Дидактическая игра на гендерную тематику: например, герой сказки передаёт зеркало в рамке по кругу, дети, заглядывая в него, называют себя и рассказывают о своей внешности; разделившись на команды девочек и мальчиков, выполняют игровые задания и т. д. Потом можно провести музыкальный номер; отгадывание загадок; активную игру с гимнастическими упражнениями и др. Дети могут сделать сувенир-подарок для персонажа (аппликация, рисунок или другая поделка). Герой подводит итоги и хвалит всех участников (раздаёт призы). Важно чередовать задания на сообразительность и усидчивость с подвижными.

Работа с родителями по гендерному воспитанию

Педагог должен поддерживать отношения с родителями своих воспитанников. Работу с ними нужно проводить обязательно и делать это нужно по составленному воспитателем плану. Как правило, родители понимают, что в воспитании девочек и мальчиков нужен разный подход, важность их особенностей, но не имеют достаточных педагогических знаний, не знают, как это реализовать на практике. Целесообразно проводить по одному мероприятию ежемесячно, заранее объявив тему. Воспитатели могут провести для родителей следующие консультации: «Полоролевая социализация в дошкольном возрасте»; «Психологические отличия мальчиков и девочек»; «Ответы на острые вопросы»; «Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка»; «Игры мальчиков и девочек»; «Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой»; «Физическое воспитание мальчиков и девочек»; «С кем играют мальчики и девочки» и др. Очень желательно поощрять родителей к участию в праздничных семейных мероприятиях: «Наш дом — территория любви и взаимопонимания»; «День защитника Отечества»; «8 Марта — женский праздник». Варианты работы с родителями: оформление папки-передвижки «Гендерное воспитание»; «Ваши вопросы — наши ответы»; устные рекомендации, обмен опытом; выпуск фотогазеты; оформление журнала для родителей.

Дидактическая игра «Скрепочка»

Цель: показать отрицательную роль гендерных стереотипов в воспитании.

Педагогам раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки (желательно цветной).

Психолог говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку).

Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало - конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме ракеты).

Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать восклицательный знак).

Мама сказала, что её выбор - работа не для женщин, и лучше поступать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность, читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься и интересоваться настоящие девушки (предлагается сделать из скрепки «обложку журнала» или рамку).

В конце концов, Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги, других знакомых - дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце).

Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки указку).

Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что учить детей - благородное дело, однако ей по ночам снились космические корабли (предлагается сделать знак бесконечности).

И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором космических кораблей, вернуться к своей заветной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному состоянию).

Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические корабли».



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Полоролевое воспитание: принципы, методы, картотека игр и упражнений

Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна

Дата: 12.11.2025

Номер свидетельства: 677013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства