kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поликультурный подход в воспитательно-образовательном процессе в условиях региона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

          Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поликультурный подход в воспитательно-образовательном процессе в условиях региона.»

Поликультурный подход в воспитательно-образовательном

процессе в условиях региона.

Капралова О.Н.

МДОУ «Детский сад №44» (Саранск)


Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения.

Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Поликультурное воспитание имеет общие цели с интернациональным, что проявляется в понимании и уважении иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и соблюдение обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания .

Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правовое, географическое, художественно-эстетическое и религиозное. Каждому виду сознания соответствуют определенные чувства:

историческое сознание – чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам;

географическое сознание – любовь к природе, наслаждение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность;

религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворенности от совершенного доброго поступка;

правовое сознание – ответственность, чувство долга, доброжелательность, способность сопереживать;

художественно – эстетическое сознание – чувство прекрасного, эстетические переживания .

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.

Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:

  1. изучение культуры своего народа.

  2. интериоризация (усвоение) культуры своего народа.

  3. сравнение культуры с культурой других народов.

  4. интеграция в мировую и национальную культуру.

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание, является:

  1. педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств.

  2. многокультурное воспитание.

Поликультурное воспитание решает ряд важных задач:

  1. формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

  2. осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

  3. воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

  4. развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

  1. Материальная культура:

    • Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

    • Одежда (национальный костюм), украшения;

    • Национальные кушанья;

    • Транспортные средства;

    • Орудия труда;

    • Труд с учетом специфики.

  1. Духовная культура:

    • Народные обычаи, обряды, праздники;

    • Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

    • Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);

  2. Нормативная культура:

    • Общечеловеческие нравственные качества;

    • Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

  • Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение;

  • Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

  • Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

Литература:

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика.-2000.№2.

  2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.

  3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.

4. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поликультурный подход в воспитательно-образовательном процессе в условиях региона.

Автор: Капралова Ольга Николаевна

Дата: 03.01.2019

Номер свидетельства: 493608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства