Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников
Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников»
Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоиндендификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
В своем Послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «…для современного казахстанца владение тремя языками – это обязательное условие собственного благополучия». Мир вступил в эпоху билингвизма, когда каждому человеку необходимо владеть минимум двумя языковыми системами, так как в третьем тысячелетии становится очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур.
В связи с переходом современной школы на 12-летнее образование, которое предполагает, прежде всего, овладение детьми коммуникативными компетенциями, изучение государственного, русского и английского языков становится неотъемлемой частью общего образования, начиная с дошкольного возраста. Изучение живого языка как средство общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке.
Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка требует более пристального внимания к проблеме поликультурного воспитания дошкольников.
Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.
Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г.Д. Дмитриев; В.В. Макаев и др.)
Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С.Бабунова; Т.Ф.Бабынина; Т.В. Черник)
Базируясь на научно – методические основы педагогики поликультурности и толерантности, можно с уверенностью сказать, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1. Необходимо, чтобы научно - обоснованное содержание поликультурного воспитания включало в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, игры, традиции;
2. Требуется наличие концептуальной модели поликультурного воспитания, которая способствовала бы формированию знаний и представлений детей о национальных культурах и помогала бы воспитывать патриотические чувства и толерантность.
3. Важно, чтобы в технологи поликультурного воспитания использовался принцип постепенности «от близкого к далекому ».
Поликультурное воспитание в ДОУ должно осуществляться в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.)
Эмоциональное воздействие ( в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства)
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства:
-общение с представителями разных национальностей
-устное народное творчество
-художественная литература
-игра, народная игрушка и национальная кукла
-декоративно – прикладное искусство, живопись
-музыка
-этнические мини – музеи
-национальные кушанья
Эффективность использования всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей.
Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное владение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
-национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения;
-ознакомление людей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
-сообщения знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.
В нашем я/сад «Ақ бота» тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать казахский, русский и английский языки, знакомиться с самобытной культурой данных народов.
Весь педагогический процесс строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей поликультурного воспитания:
1.Знакомства детей с культурой стран изучаемых языков.
2.Воспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.
3.Обучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.
4.Объяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.
5.Налаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.
6.Воспитания в детях гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.
7.Повышения культурного уровня педагогов и совершенствования профессиональной подготовки к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств.
8.Развития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике и его эмоциональной сфере.
Для реализации всех поставленных целей и задач необходима грамотно организованная предметно-развивающая среда. Поэтому во всех возрастных группах оформлены национальные уголки, выставки, альбомы, знакомящие с самобытной культурой родного народа и с культурой народов ближнего и дальнего зарубежья.
В перспективных планах воспитателей отражено проведение различных народных праздников, игр, развлечений, занятий с использованием средств устного народного творчества казахского и русского народов: сказок, потешек, пословиц, поговорок, а также разработана тематика прогулок, экскурсий и походов.
Учителя казахского, русского и английского языков на своих занятиях и в совместной игровой деятельности не только формируют навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на казахском, русском и английском языках, но и погружают детей в культуру стран изучаемых языков. Педагогами проводятся тематические занятия, праздники, развлечения и «недели языков» направленные на расширение страноведческих знаний.
Музыкальные руководители уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.
Хореограф, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, также вносит свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка: это - один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Обучая народным танцам, таким как казахский, русский, узбекский и др., педагог обогащает мировосприятие детей, воспитывает коммуникативные навыки, учит пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.
Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносят занятия по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.
Знакомство с национальными играми происходит во время занятий физической культурой.
Педагогом – психологом проводятся занятия по общей теме: «Мы – вместе: на одной земле, под одним небом», направленные на сплоченность, взаимодействие, взаимопонимание.
Педагогический коллектив детского сада работает над повышением социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Именно семья является источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Учитывая прямую зависимость интересов детей от уровня эстетических запросов их родителей и их отношения к национальной культуре, родители активно задействованы в мероприятиях по поликультурному воспитанию. Они становятся не только помощниками, но и участниками таких мероприятий, как проведение праздников, утренников, викторин, развлечений, состязаний, соревнований, выставок и многого другого.
Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.