Поликультурное воспитание детей в ДОУ в процессе билингвального образования
Поликультурное воспитание детей в ДОУ в процессе билингвального образования
Национально-региональный компонент - это во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта, во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
- способен интегрировать предметные поля и формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
- создает условия для возрождения отечественной народной культуры, воспитания и патриотизма;
- способствует к адаптации к окружающей, социальной и природной среде в условиях региона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поликультурное воспитание детей в ДОУ в процессе билингвального образования »
Тема: «Поликультурное воспитание детей в ДОУ в процессе билингвального образования».
Введение
Сегодня, в связи с процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство со вторым языком и отраженной в нем культурой рассматриваются как «инвестиция» в дальнейшее благополучие ребенка. Именно этим объясняется увеличение количества билингвальных и полилингвальных детских садов во многих странах мира.
Актуальность билингвального образования в современном нестабильном мире подтверждается тем, что для достижения цели развития образовательных инноваций в сфере овладения языками в дошкольном возрасте, сформулированной в Белой книге Европейской комиссии по вопросам образования «Учить и учиться – на пути к когнитивному обществу», особое внимание необходимо уделять содействию введения занятий по неродному языку в дошкольные образовательные учреждения.
Проблема билингвального образования дошкольников в поликультурной среде актуализируется необходимостью содействия введению занятий по неродному (иностранному) языку в дошкольные образовательные учреждения и использованию в учебном процессе неродных (иностранных) языков в качестве рабочих. Обсуждаются особенности многонациональных детских садов. Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях на основе принципа двойной культуросообразности (И.Я.Яковлев). Ранее формирование билингвальной личности ребенка важно начинать еще до его поступления в школу. Осуществление этой цели зависит от эффективности построения целостной педагогической системы обучения русскому языку как неродному в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку. Именно в этом возрасте русский язык в силу сензитивности дошкольников к усвоению языков легко и безболезненно включается в структуру их сознания. Общеизвестно, что все, что выучил малыш в первые годы жизни, навсегда останется в его памяти, тем более, если образование, полученное в детском саду, перерастает закономерно в последующую ступень – в воспитание и обучение в школе. Правильно воспитать двуязычие у маленьких детей могут люди, обладающие теоретическими знаниями, практической готовностью решать задачи формирования подлинного билингвизма с раннего детства.
Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды. Перед педагогами (передо мной) стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выражает сущность педагогики и объясняет почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.
Вот почему я работаю над темой: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них толерантности».
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т.е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Я сформулировала для себя задачи:
Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
В основе их решения лежат следующие концептуальные идеи:
Обоснование понятия «толерантность» как одного их важнейших направлений гуманистического воспитания.
Формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия как: личность, семья, гражданственность, общество.
Развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения конфликтов, экстремизма и насилия.
Формирование понятия «толерантность» как основа этнических представлений.
Задача современного дошкольного образования – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Каждый человек является представителем конкретной нации. Национальное начало – это важный корень жизни человека. Человек, не знающий своих национальных начал, не пропитанных духом, культурой, традициями, чувствами своего народа, своей нации не может жить полноценной жизнью. Одна из важных линий в жизни человека – усвоить эту культуру ,продолжить ее развитие.
Основой содержания моей работы стало в данном случае поликультурное воспитание. Наши детские коллективы многонациональны. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания и развития детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Я имею ввиду гармонизацию отношений в группе на основе позитивного сотрудничества.
Ключевая задача в сфере дошкольного образования – расширение доступности и качества дошкольного образования для всех слоев населения и национальностей, особенно в настоящий период, когда демографическая программа, принятая в стране ,дает свои позитивные результаты.
В свое время, будучи президентом России, Дмитрий Медведев подчеркнул, что дошкольное образование в отличии от школьного не должно быть универсальным, но ребенок «должен получить первичные знания, сформировать творческие навыки…» Доступность дошкольного образования является приоритетным направлением в нашей республике. Однако и сегодня дошкольное образование требует к себе особого отношения ,особого внимания, так как остается самым социально-напряженным уровнем образования.
Если с материальными проблемами детских садов государство и администрация хоть как-то, но справляются, то с морально-патриотическим аспектом в воспитании подрастающего поколения призваны работать воспитатели дошкольных учреждений.
Мы живем во многонациональной стране, и наша республика не исключение. Главная задача любого воспитателя дошкольного учреждения – воспитание гуманной, духовно – нравственной личности.
Еще в 2002 году, прочитав статью А.А.Погодиной «Толерантность: термин, позиция, смысл, программа», я поняла, что это мне близко и актуально. В рамках самообразования и совершенствования инновационного педагогического опыта (ИПО) я начала более углубленную работу по этно-педагогическому воспитанию и выработке толерантного поведения у детей в детском саду.
В 2009 году эта работа обеспечила мне победу в профессиональном республиканском конкурсе «Воспитатель года».
В первую очередь я занялась самовоспитанием, пропустила проблему через призму собственных отношений и воспитание собственных детей, а только потом, разработав задачи, принципы и методы работы я привнесла эту проблему в свою профессионально-педагогическую деятельность.
Моя педагогическая цель:
Формирование дружелюбия.
Воспитание уважительного отношения к культуре, убеждениям и обычаям других этнических культур.
Воспитание доброты.
Воспитание целеустремленности, самостоятельности и общительности.
Воспитание ценностного отношения человека к миру.
Приобщение растущей личности к миру родной природы.
Осмысление своей ответственности за сохранение своего дома – Земли.
Основные направления работы
Воспитание у дошкольников , дружелюбного отношения к детям других национальностей.
Ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики, где он живет.
Рассказывая детям о жизни и труде разных народов, следует подвести их к пониманию интернациональных связей.
Знакомя дошкольников с республикой дать им элементарные географические сведения.
Познакомить детей с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народа этой республики.
Провести некоторые национальные игры, дать попробовать национальные блюда, рассказать о традициях этого народа.
Рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, куклы в национальных костюмах, игры, труд детей способствует воспитанию дружеских отношений между детьми, пробуждению симпатий к детям других национальностей. Постепенно у детей формируются представления о том, что в нашей стране как в «семье единой», живут дружно разные народы.
Главные направления в работе с родителями:
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях. Безусловно, проблема воспитания толерантности чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения. В данном случае национальный фактор повлиял на обновление содержания педагогического процесса.
В соответствии с ФГС, ООП и ФГТ утверждена программа воспитания и развития всесторонне развитой личности и 10% этой программы занимает региональный компонент.
В основе принципов реализации программы лежат:
Принцип личностно-ориентированного материала (формирование и развитие морального облика человека).
Принцип тематического планирования материала (родная семья, родной город, родная природа, родная культура, родная страна).
Принцип наглядности (иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, символики и т.д.)
Принцип последовательности (от простого к сложному)
Принцип занимательности (материал должен быть интересным, увлекательным для детей)
Национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта, во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
способен интегрировать предметные поля и формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;
позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
создает условия для возрождения отечественной народной культуры, воспитания патриотизма;
способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.
Заключение
Очень важно понимать, что только совместными силами: воспитатели + родители + дети, можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи. Все это в комплексе решает основные задачи по воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Использованная литература
Иванова Н.В. Профессиональная подготовка студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013.-№6.-С.105-106.
Иванова Н.В. Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыков русской устной речи в условиях билингвизма: учебное пособие. – Чебоксары, 2009.
Краснов Н. Двуязычная школа И.Я.Яковлева и ее типы // Народная школа.-1986.-№4.-С.15-23.
Протасова Е. Двуязычные дошкольные учреждения: организация работы // Дошкольное воспитание.-2003.-№3.-С.17-21.
Сулейманов И. Подготовка дошкольников к жизни в поликультурном обществе // Дошкольное воспитание.-2009.-№8.-С.92-96.
«Современная западная социология». Словарь. Москва. Изд. полит. литературы. 1990г. стр.350.