Просмотр содержимого документа
«"Поиграй со мною, мама!"»
ЯНВАРЬ
Прогулка 1 Наблюдение за снегом
Цели: расширять представления о явлениях неживой природы; учить рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе; активизировать память и внимание.
Ход прогулки
– Обратите внимание на осадки. Какие встречаются зимой чаще всего (снег), какой бывает снегопад? (Сильный, когда почти ничего не видно, хлопья снега большие и частые, снег валит стеной, и, не успевая таять, наносит сугробы; слабый, когда снежинки перепархивают одна за другой, и сразу тают, упав на землю).
Приметы: снежные хлопья стали крупными, значит, жди оттепели; сильные холода сулят надежный урожай; зимний снег глубокий – летом хлеб высокий; если снег выпадает на мерзлую землю, то это к хорошему урожаю хлеба.
Поговорки и пословицы: не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле-кормилице – теплый кожух; снег глубок – хлеб хорош; снега надует – хлеба прибудет.
Загадки.
Снег
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают,
Но даже – не тают!
(Снежинки.)
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Дидактические игры «Найди ошибку», «Третий лишний» (растения).
Ход игры: дети держатся за обруч правой рукой и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу:
«Тук-тук-тук».
Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» – ведущий называет имя ребенка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у круга.
Труд на участке: уборка снега с дорожек, ссыпание его в лунки деревьев и кустарников.
Прогулка 2 Наблюдение за зимним небом
Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать; дать более полное представление о том, как ветер «делает» облака.
Ход прогулки
– Понаблюдайте за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Если небо не закрыто облаками, то можно увидеть его ярко-синий цвет, небо кажется высоким-высоким из-за чистоты морозного зимнего воздуха. Понаблюдать, как ветер гонит одиночные облака, как они собираются в более плотные тучи, из которых потом, через некоторое время, может пойти снег. Ветер наверху и на земле может быть разным по силе и направлению.
– Обратите внимание на красоту вечернего неба.
Приметы: круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; заходящее солнце красное – будет солнечная морозная погода; звезды ярко блещут – к морозу; яркие звезды – к морозу, тусклые – к оттепели.
Поговорки и пословицы: все зимой сгождается, что летом урождается; растет день – растет и зима; луна взошла – солнцу отдых; взошло ясно солнышко – прощай светел месяц.
Стихотворения.
Январь
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Загадки.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой.
(Небо.)
Дидактические игры «Выдели слова», «Будь внимательным».
Зимняя забава «Найди Снегурочку».
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: воспитатель прячет куклу Снегурочку на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки воспитатель говорит детям о том, что сегодня к ним обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с ними. Наверно, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Найдя Снегурочку, дети водят хороводы с ней, приплясывают, кружатся парами.
Зимняя забава «Берегись, заморожу».
Прогулка 3 Наблюдение за метелью
Цели: продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе; познакомить с новым понятием «метель».
Ход прогулки
Во время метели понаблюдайте, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Послушайте, как завывает ветер. Это метет метель. Обратите внимание на сугробы, которые намело около забора, а в других местах снега нет, даже видна земля. Почему так получилось? (Это ветер дул в сторону забора.) Где вам в такую погоду хочется находиться: на улице или в помещении? А как же животные и птицы переносят такой ветер и холод? (У животных вырастает более длинный и теплый мех, у птиц появляется теплый подпушек под перьями, но они в метель и непогоду стараются спрятаться в укрытие.) Попробуйте найти птиц на улице. (Их не видно.)
Приметы: дым из трубы стелется по земле – к метели и снегопаду; если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель; облака движутся против ветра – к метели; солнце всходит красное – на метель.
Поговорки и пословицы: метель в лесу идет – холсты стелет, а из лесу идет – перестилает; метель летит, крутит, на весь мир ворчит.
Стихотворение.
Зима
Если снег идет, метель метет,
Стоят дома, словно терема,
Горки во дворе, узоры на стекле,
На дворе мороз кусачий –
Что же это значит?
Значит, к нам пришла сама
Зимушка-зима!
Загадки.
Лечу, кручу,
На весь мир ворчу.
(Метель.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста,
Передвигает их с места на место?
(Метель.)
Дидактические игры «Где что лежит?», «Найди ошибку».
Подвижная игра «Зайцы и медведи».
Татарская народная игра «Лисички и курочки».
Прогулка 4 Наблюдение за вьюгой
Цели: продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе; познакомить с новым понятием «вьюга»; развивать у детей наблюдательность; расширять кругозор.
Ход прогулки
Выйдя на улицу, обратить внимание, как после вьюги изменился снежный покров, как будто ветер перенес сугробы с одного места на другое. Во время вьюги хочется посильнее спрятать лицо от ветра в шарф и ниже опустить голову.
Приметы: если зимой вьюги – летом ненастье; туман опускается зимой к земле – к оттепели, высоко держится – к хороший погоде; утром ворона сидит на макушке дерева и каркает – к вьюге; январь – вершина зимы; январь – ломонос, береги нос.
Поговорки и пословицы: два друга – зима да вьюга; бежит вьюга по снегу, а следу нету.
Стихотворение.
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись
По замершему асфальту.
Закружил, понес их ветер,
Кувыркаются снежинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме.
Загадки.
Скачет по улице то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет.
(Вьюга.)
Каруселью ходит ветер,
Белый пух он крутит, вертит,
Воет, ноет, стонет, плачет,
По щелям пух белый прячет…
(Вьюга, метель.)
Дидактические игры «Кто (что) летает?», «Выдели слова».
Татарская народная игра «Угадай и догони».
Подвижная игра «Пустое место».
Прогулка 5 Сравнение следов собаки и кошки
Цели: развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход прогулки
– Обратите внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть у собаки и кошки (у собаки большие, расстояние между следами должно быть больше, у кошки меньше). Пофантазируйте, куда направлялась собака или кошка.
Бездомным кошкам и собакам тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом соблюдать правила поведения с незнакомыми животными.
Приметы: зимой собаки валяются – быть метели; если кошка встает на задние лапы и начинает скрести ногтями стены – будет вьюга.
Поговорки и пословицы: все зимой сгодится, что летом уродится; растет день – растет и зима; знает кошка, чье сало съела.
Стихотворение.
Как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы!
Глаза смелые, зубки белые.
Загадки.
Эта загадка, зажмурившись сладко,
Любит рассказывать сказки,
Ходить возле коляски,
Хвостик пушистый – шнур,
Слушаешь сказку? Мур-р-р.
(Кошка.)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кот.)
Дидактические игры «Придумай сам», «Где что лежит?».
Подвижная игра «Лохматый пес».
Цель: учить по-разному обозначать предметы в игре.
Ход игры: выбирается «лохматый пес», он будет дремать в середине площадки. Дети идут к «псу» и будят его, «пес лает», а дети убегают и прячутся. В конце площадки будет домик. Дети на цыпочках подкрадываются к «псу», и воспитатель говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит.
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети пытаются дотронутся до «пса». «Пес» не дается, рычит, и ловит детей. Все убегают в домик, а «пес» ловит.
Подвижная игра «Кот на крыше».
Прогулка 6 Наблюдение за воробьями
Цель: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц.
Ход прогулки
– Обратите внимание на птиц. Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлей, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Приметы: если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра; если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели; воробьи дружно чирикают – к теплу.
Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.
Стихотворение.
Мой приятель воробей
За что я люблю воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода –
Не улетает никуда!
И. Левин
Загадка.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)
Дидактические игры «Что это за птица?», «Кто (что) летает?».
Подвижные игры «Воробушки», «Совушка».
Труд на участке: подкормка птиц.
Прогулка 7 Наблюдение за снегом
Цель: уточнить представления о свойствах снега.
Ход прогулки
– Обратите внимание на чистоту воздуха, как легко дышится, это от того, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких частиц, очищая тем самым воздух. Поэтому снег не надо брать в рот, несмотря на то, что он кажется белым, он все равно грязный и, кроме того, холодный, и можно простудить горло и заболеть.
Возьмите в руки горсть снега. Что вы чувствуете? (Он холодный.) Подбросьте его. (Он рассыпается.) Потопчите его. (Он мягкий, легко утаптывается.) Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, покрывалом. Толщину снега можно измерить. Рассмотрите палку-снегомер. Измерьте глубину покрова в разных местах участка.
Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; снежные хлопья стали крупными, значит, жди оттепели; сильные холода сулят надежный урожай; снег идет большими хлопьями – к оттепели.
Поговорки и пословицы: сугроб да вьюга – два друга; метель в лесу идет – холсты стелет, а из лесу идет – перестилает; растет день – растет и зима; в сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.
Стихотворения.
Снегопад
Снегопад, снегопад! Засыпает снегом сад,
И болота, и луга, и речные берега,
И тропинки горные, и поля просторные.
Все кругом белым-бело, все дороги замело.
В белых ватниках дубки, ели в белых платьицах.
Рады зайцы-беляки – легче будет прятаться.
И. Василевский
Снегопад
Снегопад, снегопад,
Как слоны, сугробы!
Снег и снег три дня подряд
Самой высшей пробы.
Падает, падает,
Всех сначала радует –
И чего заладил этот снегопад?
А зима смеется:
– Так он и зовется снегопад,
Чтобы все в сугробы,
В снежные сугробы,
В мягкие сугробы
Падали подряд!
Н. Садовский
Загадки.
Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
(Снег.)
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег.)
Опыт.
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: вместе с детьми на прогулке набрать снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег тает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Дидактические игры «Отгадай-ка!», «Бывает – не бывает».
Подвижные игры «Самолеты», «Лиса в курятнике».
Прогулка 8 Наблюдение за свойствами снега
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; уточнить представления о свойствах снега.
Ход прогулки
– Охарактеризуйте погоду. (Солнечная, морозная, ветреная и т. д.) На улице мороз, который можно определить по тому, что покалывает щеки. Походите по снегу, послушайте, как он скрипит. Вывод: снег скрипит в морозную погоду. Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие. Слепите снежки. Объясните, почему у вас ничего не получается. Это еще одно свойство снега, он не лепится, рассыпается в морозную погоду.
Приметы: облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде; облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: снег глубок – хлеб хорош; снега надует – хлеба прибудет; снег на полях – хлеб в закромах; зима без снегу – не быть хлебу.
Стихотворения.
Снежинки
Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы улетели на поля,
И стала белою земля.
Снег
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною – голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой.
Назови его, ответь!
Е. Тараховская
Загадки.
Шел, шел без дорог,
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А весной убежал.
(Снег.)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег.)
Дидактические игры «Помнишь ли ты эти стихи?», «Игра в загадки».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы».
Труд на участке: помочь дворнику убрать снег с дорожек и территории участка.
Прогулка 9 Наблюдение за собакой
Цели: продолжать знакомить с объектами живой природы; воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».
Ход прогулки
Обратить внимание на собаку, ее походку, внешний вид. Все собаки ходят, опираясь не на всю стопу, а лишь на пальцы, у них на передних лапах по 5 пальцев (пятый – короткий), а на задних – по 4. На всех пальцах невтяжные когти, не приспособленные для захвата добычи. У собак голова с вытянутой мордой, уши высокие, треугольной формы. Собаки очень умные и смелые животные, они с давних пор помогают человеку, даря ему свою верность и любовь. На улице холодно, вся земля покрыта снегом, и бездомным собакам трудно найти корм, пережить это холодное время года. Поэтому человек должен по возможности помогать этим животным, подкармливая их.
На кого из диких зверей похожа собака? (На волка.) Древним предком собаки (по одной из версий) и был волк. Собака очень похожа на волка внешне и по своему поведению. И часто охотники приручают волчат. У кого в доме живет собака? Расскажите о ней.
Приметы: зимой собаки валяются – быть метели; если кошка встает на задние лапы и начинает скрести когтями стены – будет вьюга.
Поговорки и пословицы: собака – первый друг человека; по привету и собака бежит; при верной собаке сторож спит; преданный как собака.
Стихотворение.
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу,
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю!
Загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)
Дидактическая игра «Кто чем питается?».
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Ход игры: воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных игроков и выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Зимняя забава «Пробеги и не задень».
Цель: развитие ловкости движения.
Ход игры: из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать между снежками и не задеть их.
Прогулка 10 Наблюдение за деревьями во время снегопада
Цели: продолжать учить описывать растения, отмечать характерные признаки; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Ход прогулки
– Обратите внимание на заснеженные деревья. Опишите их. Найдите и назовите знакомые деревья и кустарники. Подумайте, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты густой листвой. (На облиственных деревьях задержалось бы много снега, и они, не выдержав тяжести, сломались бы.) Деревья, готовясь к холодному периоду, сбрасывают всю листву и готовятся к покою, чтобы весной распустить молодые листья.
Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
Поговорки и пословицы: растение – земли украшение; старые деревья молодые охраняют; срубили кусты – прощай птицы; кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Стихотворение М. Дудина «Деревья зимой».
Варежки на ветках
Как птица в оперенье ледяном,
Бушует ветер злой в краю лесном.
Мерзнут у сосны и елки
Пальчики-иголки…
Удалой снежок примчал,
Всем им варежки связал.
Вы не видели, ребята,
Этих варежек мохнатых?
К. Назыров
Загадки.
Много рук, а нога одна.
(Дерево.)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
Дидактические игры «К названному дереву беги», «Путешествие».
Подвижные игры «Лягушки», «Пузырь».
Труд на участке: сгребание снега в лунки деревьев, кустарников и цветников.
Прогулка 11 Наблюдение за снегирями
Цель: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела; вспомнить названия птиц, прилетающих на участок.
Ход прогулки
– Обратите внимание на удивительно красивых птиц на ветках. С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическим отливом, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая. Снегири любят ягоды, из которых выклевывают косточки, а все остальное бросают.
Приметы: снегирь под окном чирикает – к оттепели; снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.
Поговорки и пословицы: снегирь – спутник зимы; покорми птиц зимою – послужат тебе весною.
Стихотворения.
Снегирь
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь –
Раскрасавец красногрудый,
Житель Севера – снегирь.
Снегирь
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя?...
– Снегирь!
Загадки.
Грудка ярче, чем заря.
У кого? У … (снегиря).
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с Севера сюда.
(Снегирь.)
Дидактические игры «Помнишь ли ты эти стихи?», «Третий лишний» (птицы).
Подвижная игра «Повар».
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Труд на участке: обновление поломанных кормушек.
Прогулка 12 Наблюдение за земляным покровом
Цель: развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений.
Ход прогулки
– Обратите внимание, что земли не видно под снежным покрывалом. Раскопайте снег и попытайтесь определить с детьми состояние земли под снегом. (Она замерзла, твердая.) Но чем глубже ее раскапывать, тем она будет теплее и мягче. Поэтому корни растений не погибают, а зимой как бы спят. Вывод: растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые. Чем больше будет снега вокруг деревьев, тем теплее будет корням, и тем больше воды будет весной.
Неживая природа (земля) – среда, в которой существуют растения и животные. Под землей существуют не только корни растений, но и многие живые организмы: насекомые, дождевые черви, лягушки, мыши и т. д. Зимой они зарываются поглубже в землю, чтобы мороз не достал их. Одни впадают в зимнюю спячку, другие запасаются кормом на всю зиму. Чем глубже будет снежный покров, тем лучше будет для подземных жителей.
Приметы: облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде; круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; заходящее солнце красное – будет солнечная морозная погода.
Поговорки и пословицы: снег земле-кормилице – теплый кожух; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; мать кормит детей, как земля людей.
Стихотворение.
С неба звезды падают,
Лягут на поля,
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло!
Звездочки холодные,
А земле тепло.
Загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима.)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима.)
Дидактические игры «Подскажи словечко», «Знаешь ли ты…».
Подвижные игры «Кот на крыше», «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем».
Прогулка 13 Наблюдение за снегом
Цель: уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок.
Ход прогулки
– Возьмите в руки горсть снега. Что вы почувствовали? (Он холодный.) Подбросьте его. Что увидели? (Он рассыпается.) Потопчите его. (Он мягкий, легко утаптывается.) Обратите внимание, что снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, покрывалом. Толщину снега можно измерить. Рассмотрите палку-снегомер. Измерьте глубину покрова в разных местах участка.
Приметы: зима снежная – лето дождливое; зима морозная – лето жаркое; зима холодная – лето теплое; дым от трубы идет вверх – к морозу.
Поговорки и пословицы: снег глубок – хлеб хорош; снега надует – хлеба прибудет; снег на полях – хлеб в закромах; зима без снегу – не быть хлебу.
Стихотворения.
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Загадки.
Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит.
(Снег.)
Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а в воздухе летаю,
Как пух, лежу я на полях
И, как алмаз, блещу
При солнечных лучах.
(Снег.)
Дидактические игры «Зима или осень?», «Знаешь ли ты…».
Подвижная игра «Жадный кот».
Зимняя забава «Берегись, заморожу».
Труд на участке: создание снежных построек.
Прогулка 14 Сравнение следов воробья и вороны
Цель: развивать интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам.
Ход прогулки
– Обратите внимание на следы на снегу. Попробуйте прочитать события по следам. («Цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много, и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормились на этом месте.) Следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.
По величине крестиков попробуйте определить птицу: большие крестики, идущие цепочкой, – возможно, шагающая ворона; маленькие крестики, расположенные рядом, – это прыжки воробья.
Приметы: вороны каркают – к оттепели; если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра; ворона купается – к ненастью.
Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.
Стихотворение.
Воробышки
На дворе морозище – градусов под сорок.
Плачутся воробышки, до весны не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
Я принес воробышкам на тарелке крупки:
– Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама: «Воробей ведь маленький.
Сразу, как запрыгает, – потеряет валенки».
В. Звягина
Воробей
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку.
Кликнет от свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук да тук-тук-тук.
Загадки.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
(Вороны.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Подвижные игры «Зайка», «Охота на зайцев».
Труд на участке: помощь дворнику в уборке снега с дорожек. Перекладывание снега в лунки деревьев и кустарников.