Просмотр содержимого документа
«"Подвижные игры для дошкольников летом"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38
Методические рекомендации по организации и проведению
подвижных игр в ДОУ.
Инструктор по ФК: Тимощенко И.В.
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля и т. д. Увлеченные игрой дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота - этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых условиях. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально - окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами.
Классификация подвижных игр.
Условия по организации и проведению подвижных игр в ДОУ.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений
2. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения. В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть. Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.
3. Создание ситуации успеха. Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т.к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении. Эмоции успеха в подвижных играх дошкольников имеют огромную силу, на что указывают высказывания многих педагогов. «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».
4. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть.
5. Соблюдение детьми правил игры.Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.
6. Педагогически грамотное распределение ролей.Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т.п.При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.
7.Оборудование и оснащение игровой площади.Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.).
Методика проведения подвижных игр (младшая группа).
Организационный момент (сбор детей на игру).
Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок).
Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли).
Анализ (всегда дается только положительный).
Методика проведения подвижных игр (старшие группы).
Организационный момент (сбор детей на игру).
Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок).
Объяснение педагогом правил игры.
Вопросы к детям на закрепление правил игры.
Распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки).
Руководство игрой.
Анализ.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо учитывать при организации занятий. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводить к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Основной концепцией работы является следующее – педагог должен помогать ребенку ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, проживать детство в радости, гармонии, счастье! Чтобы добиться этого, надо уметь следующее:
организовывать деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;
уметь неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавлять их активности, быть партнером по общению;
предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения;
предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им «противовес»;
«видеть» каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
Не только учить детей предлагаемым программами движениям, но и создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которые одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и т.д.), или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Педагог регулирует нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игра большой подвижности повторяется 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах до 15 минут. Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у детей постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Русская народная игра
Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
-Что он там делает?
-Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Русская народная игра
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих - жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.