Быстро возьми, быстро положи Дети бегут друг за другом, добегая до углов площадки или комнаты. В одном углу стоит корзина с флажками, на противоположной стороне - пустая корзина. Каждый из детей должен на бегу, не задерживая бегущего сзади, быстро взять флажок из корзины и, добежав до противоположной стороны, положить его в пустую корзину. | Перемени предмет На одном конце площадки 5—б детей, в руках у каждого погремушка. На другом конце стоят стулья, на которых лежит по одному кубику. По сигналу воспитателя «Бегом!» дети быстро бегут к стульям, кладут погремушку, берут кубик и быстро возвращаются на свое место. Отмечается ребенок, прибежавший первым. Затем бегут следующие 5—б детей. |
Ловишки Воспитатель назначает водящего — ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка!», догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка!» Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего. | Догони свою пару Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади (отступив 2—З шага). По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями. |
Совушка В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совушки. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «совушкой». По сигналу воспитателя «День!» дети разбегаются, взмахивая руками, изображая движение крыльев. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Бабочки и жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал, а совушка смотрит, не шевелится ли кто. Того, кто пошевелился, совушка отводит к себе в гнездо. Воспитатель снова говорит: «День!» Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (бегать). Вылет совушки повторяется 2—З раза. После этого подсчитывается число пойманных, воспитатель выбирает новую совушку, и игра возобновляется. | Кто скорее докатит обруч до флажка? На противоположных сторонах площадки чертятся линии. На одной линии стоят дети с обручами. Напротив, на другой линии, лежат флажки, расстояние между ними не менее 50 см. По сигналу воспитателя дети катят обручи до своего флажка, Отмечается ребенок, первым достигший флажка. Вариант игры. Дети распределяются на 3—4 звена. На стартовую черту выходят с обручами по одному ребенку от каждого звена. Прикативший обруч первым получает флажок или значок. Затем выходят следующие дети (опять по одному из каждого звена). Выигрывает звено, получившее наибольшее количество флажков (значков). |
Жмурки Воспитатель назначает водящего жмурку. Тот встает на середину комнаты (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по комнате, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «Огонь!». Если игра проходит на открытом воздухе выбирают ровную площадку и очерчивают границы, за которые играющие не имеют права выходить. Правила игры. Поймав кого-нибудь, жмурка передает свою роль пойманному. Игрок, переступивший условленную границу, считается сгоревшим, он обязан заменить жмурку. | Бездомный заяц Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие — зайцы — чертят себе кружочки, и каждый встает в свой — это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охотник может поймать его. Как только охотник поймал (запятнал) зайца, они меняются ролями. Вариант игры. Вместо начерченного круга дом образуют 4—5 детей, взявшихся за руки. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2—3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местом с зайцем, стоящим внутри круга. |
Два Мороза На противоположных сторонах площадки (комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 12—15 м. Играющие располагаются в одном доме. Двое водящих встают посредине площадки между домами, лицом к детям. Один из них - Мороз Красныи нос, а другои - Мороз Синии нос. По сигналу оба Мороза говорят: Мы два брата молодые, два Мороза удалые: Я Мороз — Красный нос, Я Мороз - Синий нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, то есть коснуться рукой. Замороженные останавливаются и продолжают стоять до окончания перебежки всех остальных играющих. Перебежки повторяются 2—З раза. Затем назначаются новые водящие, и игра возобновляется. Вариант игры. При повторении перебежек играющие, пробегая мимо, могут коснуться рукой замороженных и выручить их. | Горелки Играющие строятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов проводится линия. Один из играющих — ловящий — встает на эту линию. Все дети говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо Птички летят, Колокольчики звенят! После слова «звенят» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один с другой слева), стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успели встретиться и соединить руки. Если это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. |
Хитрая лиса Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса: не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками), сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, то есть того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймала 2—З детей, воспитатель говорит: «В круг!» Все играющие снова образуют круг, и игра возобновляется с новой лисой. | Лохматый пес Ребенок изображает собаку. Он сидит на стуле на одном конце площадки, делает вид, что спит. Остальные дети находятся на другом конце помещения за чертой — дом. Они тихо подходят к «собаке», и воспитатель говорит: Вот лежит лохматый пес. В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что-то будет. Собака просыпается, встает и начинает лаять, дети убегают в дом, встают за черту, затем роль собаки поручают другому ребенку. Игра повторяется. |
Идите (бегите) ко мне Дети сидят на стульчиках или на скамейке. Воспитатель становится на противоположную сторону комнаты на расстоянии 5 м от детей и зовет их к себе, называя по именам. При повторении упражнения воспитатель переходит на другую сторону комнаты | Принеси игрушку (предмет) Дети сидят на стульчиках. Перед ними на расстоянии 3—5 м стоит стул, на нем игрушка. Воспитатель зовет к себе кого-либо из детей и предлагает ему принести игрушку: «Ты видишь Леночка, так курочка сидит, принеси мне ее, пожалуйста!» Ребенок идет, берет игрушку и приносит ее. |
Догони меня Подгруппа сидит на стульях или на скамейке по одной стороне комнаты. «Догоните меня», — говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне. Застенчивых и робких детей называет по имени. Когда дети подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню». Все возвращаются на свои места, и игра повторяется. | Пройти через ручеек Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску (длиной 2—3 м, ширины 25—З0 см) — мостик. «На том берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберем их, — обращается воспитатель к детям. — Но сначала мы пройдем по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. |
Перешагни палку Положить на середину коврика палку. На конце коврика поставит стул и на сиденье положить игрушку (матрешку, зайку и т. п.).Воспитатель предлагает ребенку пройти по коврику, перешагнуть палку, подойти к стул взять игрушку и шагом вернуться на свое место. Затем задание выполняет другой ребенок. | Не попадись Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30—40 с воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать. |
Лягушки и цапля В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами 4, 6 м. Это болото, где живут лягушки. В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка (кубика) над землей составила 10—15 см. по сторонам квадрата протягивается веревка. К концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на колышки (кубики). В одном из углов площадки очерчено гнездо цапли. Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — лягушки, которые стоят или прыгают в болоте. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал: «Цапля!» Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой с разбега лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будут пойманы 2—3 лягушки. Правила игры. Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманно | Зайка беленький сидит Дети сидят на стульях или скамеике на одной стороне комнаты. Они — зайки. «Пойдем гулять», — говорит воспитатель. Все выходят (выбегают) на середину комнаты. Воспитатель произносит стихи, а дети выполняют движения в соответствии с текстом: Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок! Надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и ускакал. убегают на свои места. Игра повторяется. |
Волк во рву По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70—100 см одна от другой — это ров. У одной из сторон площадки (комнаты) на расстоянии одного -двух шагов от нее очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного из играющих «волком», остальные изображают коз. Все козы располагаются в доме, а волк становится в ров. По сигналу воспитателя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы перебегают на другую сторону площадки — в дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманные отходят в конец рва. После 2—3 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается другой волк (но не из числа пойманных). | Воробьи и кошки На земле чертится круг диаметром 3-4 м. Один из детей — кошка. Кошка сидит в середине круга. Все остальные — воробьи — становятся за чертой, вне круга. Воробьи по сигналу воспитателя прыгают в круг и из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать (запятнать) кого-либо из воробьев, не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2—З воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Правила игры. Кошка ловит воробьев только в кругу. Воробьи прыгают на двух ногах; есликто-либо из них пробежал через круг, он считается пойманным. |
Удочка дети стоят по кругу. В центре круга — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Тот, кого веревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим. Когда удочка заденет одного из играющих, делается небольшой перерыв, а затем игра возобновляется. | Перелет птиц Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они птицы. На другом конце площадки помещается вышивка или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к вышке (гимнастической стенке) и влезают на нее («птицы скрываются от бури на деревьях»). Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - дети спускаются с вышки и снова бегают («птицы продолжают полет»), Во время игры воспитатель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь детям. |
Ловля обезьян Воспитатель распределяет детей на две группы: обезьян и ловцов обезьян. дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются пособия для лазанья (гимнастические стенки, вышки). На противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, и показывают их на середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, обезьяны слезают с деревьев, то есть пособий для лазанья, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят к себе. После 2—3 повторений игры дети меняются ролями, и игра возобновляется. Правила игры. Спрыгивать с гимнастической стенки нельзя, обезьяны должны спуститься вниз до последней перекладины. Обезьяну, ступившую обеими ногами хотя бы на первую перекладину, ловить нельзя | Пожарные на учениях На расстоянии 5—б шагов от гимнастической стенки проводится черта. Воспитатель делит группу детей на 3—4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Первые из каждого звена строятся на черте лицом к гимнастической стенке. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — беги!» дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем они спускаются и возвращаются к своему звену. Воспитатель отмечает, кто первый позвонил. Затем на линию выходят следующие дети (по одному из каждого звена) и проделывают то же, что и предыдущие. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу. Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвонить первыми. |
Обезьяны дети сидят или стоят неподалеку от лесенки-стремянки (или гимнастической стенки). Воспитатель говорит, что сегодня они будут учиться лазать, как обезьянки, и предлагает 2—3 детям забраться по лесенке на несколько (4—5) ступенек и спуститься. Затем по лесенке поднимается другая подгруппа, остальные дети наблюдают. Лазать можно любым способом: приставным и переменным шагом. Не следует от малыша требовать четкого разграничения способа лазанья. Надо лишь следить, чтобы он во время лазанья, не пропуская реек, опирался на рейку всей стопой, а не коленом. Нельзя также виснуть на руках без опоры на ноги. | Доползи до погремушки Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты, перед ними ковер или ковровая дорожка, в конце которой на гимнастической скамейке лежит погремушка. Воспитатель показывает, как надо ползти на четвереньках до погремушки, затем выпрямиться, взять погремушку, позвенеть, положить ее на стул и вернуться на место. Дети по очереди выполняют задание. |
Кого назвали, тот ловит мяч Дети ходят или бегают по площадке (комнате). Воспитатель держит в руках большой мяч. называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют. | Пустое место Играющие образуют широкий круг. Водящий идет с наружной стороны и дотрагивается до плеча одного из игроков, тот бежит по кругу в противоположную сторону. Каждый из игроков старается первым добежать до освободившегося места и занять его. Проигравший становится водящим. Игру лучше проводить с небольшим количеством детей |
Стоп (мяч от стены) Играющие встают перед стеной на расстоянии 4—5 шагов. Водящий бросает в стену мяч чтобы он, коснувшись стены, отскочил от нее. Бросая мяч, водящий называет того, кого он назначает ловить. Последний ловит мяч на лету или быстро поднимает его с земли (все играющие при этом разбегаются). Если он поймал мяч, то сейчас же бросает его обратно в стену, называя нового ловящего, если же поднимает с земли, то, взяв мяч, кричит «Стоп!» и, когда все остановятся, пятнает, не сходя с места, ближайшего ребенка. Тот в свою очередь быстро берет мяч, кричит: «Стоп!» — и пятнает другого. И так до первого промаха. После промаха все идут снова стене, но право бросать мяч и назначать, кто должен ловить, принадлежит промахнувшемуся. Правила игры. При ловле мяча все играющие разбегаются, но, как только мяч будет пойман раздастся возглас «Стоп!», должны остановиться. Игроку, в которого целятся, разрешается увертываться, подпрыгивать, нагибаться, но сходить с места он не имеет права. | Школа мяча (с теннисным мячом) 1. Бросить мяч правой, а потом левой рукой о пол и оба раза поймать его обеими руками. 2. Бросить мяч правой, а потом левой рукой вверх и оба раза поймать его обеими руками. 3. Бросить мяч вверх, дать ему удариться о землю и поймать после отскока. два раза ловить обеими руками, по одному разу правой и левой. 4. Бросить мяч на землю и, когда он подпрыгнет, отбить его обратно вниз ладонь[о, а послевторого прыжка поймать. Отбивать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками, по одному разу правой и левой. 5. Бросать мяч в стену правой и левой рукой поочередно и ловить его два раза обеими руками и по одному разу правой и левой рукой. 6. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю и уже потом поймать обычным способом четыре раза (два раза обеими руками и по одному разу правой и левой рукой). 8. Стать спиной к стене, бросить мяч через голову назад и поймать после отскока. Бросать и ловить обычным способом четыре раза. 9. Бросить мяч в стену, ладонью руки отбить его обратно один или два раза и поймать. |
Кто самый меткий? Воспитатель делит группу детей на 4—5 звеньев. У одной из сторон комнаты (площадки) проводится черта, а на расстоянии 3 м от нее остаются 4 - 5 (по количеству звеньев) одинаковых мишеней (щиты с нарисованным кругом, вертящаяся цель) или между двумя стойками натягивают шнур, к которому подвешиваются 4—5 обручей. Дети, по одному из каждого звена, выходят на линию и бросают мешочек с песком, стараясь попасть в цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все бросили мешочки по одному разу, подсчитывается количество очков в каждом звене Звено, получившее большее количество очков, считается победившим | Охотники и звери Дети изображают лесных зверей: зайцев, медведей, лисиц. Охотники (двое детей) стоят в стороне, у противоположных концов комнаты (площадки). В руках у каждого два мяча. Дети бегают по всей площадке, передавая движениями характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотник!» звери «замирают» — останавливаются, а охотники «стреляют» — бросают мячом. Охотники бьют мячом с места два раза (в ноги детей). Тех, кого «подстрелили», охотники отводят в свой дом. После одного-двух повторений игры подсчитывают, кто из охотников подстрелил большее число зверей, затем назначаются новые охотники (не из числа «подстреленных»), и игра возобновляется. |
Ловишка с мячом Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центре круга — это водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание, хлопки, наклоны и т. п.). Играющие выполняют эти движения по слову или показу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!», и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки, если игра проводится на площадке). Водящий поднимает мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он в первый раз не попал, то бросает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети снова образуют круг, выбирается новый водящий, и игра возобновляется. Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяют снежками. | Мой веселый звонкий мяч Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты или площадки. На некотором расстоянии перед ними — воспитатель, у него мяч. Он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, при этом воспитатель приговаривает: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой! Затем воспитатель вызывает 2—3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с ударами мяча о пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его четверостишием. После этого воспитатель быстро говорит: «Сейчас догоню!» Малыши убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать |
Мяч через сетку Дети располагаются по обе стороны от натянутой сетки на расстоянии 2—2,5 м и перебрасывают мяч различными способами (снизу, из-за головы, сверху). | Подбрось — поимаи Дети свободно располагаются по всей площадке и выполняют бросание мяча вверх с хлопком в ладоши. Бросать мяч надо на такую высоту, чтобы успеть хлопнуть. |
Быстро в домик Гимнастическяе скамейки — домики — расположены на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети спрыгивают со скамеек и разбегаются по площадке. По сигналу воспитателя «Быстро в домик!» они должны быстро встать на скамейку. Игра повторяется 4—5 раз. | Кто добежит быстрее? Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель показывает детям дерево (беседку, место на дорожке) на расстояния 20 м от детей и говорит: «Кто добежит быстрее?» Дети бегут до указанного места я шагом возвращаются к воспитателю. Пробежка повторяется 2—3 раза до нового места. В конце воспитатель отмечает самых быстрых. |
Спящая лиса Выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой — дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2—3 ребенка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со всеми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису. | Птички и кошка Воспитатель чертит или выкладывает шнуром большой круг. В центр круга встает водящий — кошка. Остальные дети располагаются за кругом. Они — птички. Кошка засыпает (закрывает глаза), птички по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, летают там, присаживаются, клюют зерна. После слов воспитателя: «Кошка проснулась» — птицы убегают за круг, а кошка ловит их. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их. Игра повторяется с другой кошкой. |
Самолеты. (1-й вариант) Дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2—3 мин. 2-й вариант. Дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это — самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3—4 раза. | Воробышки (1-й вариант). Посередине площадки чертят две линии (или выкладывают шнуры) на расстоянии 2—З м друг от друга. Это — дорожка, с одной стороны от которой поле, с другой — луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно летают над полем. По сигналу воспитателя они спускаются на поле и прыгают на двух ногах по дорожке к лугу. Когда все дети окажутся по другую сторону дорожки, воспитатель разрешает им летать над лугом, не перелетая дорожку. Игра повторяется 3—4 раза. В конце воспитатель отмечает лучших воробышков. 2-й вариант. На площадке чертят (или выкладывают шнур) круг (диаметр 3—4 м). Дети (воробышки) располагаются за кругом. В кругу кошка. Воробьи то впрыгивают в круг на двух ногах и клюют зернышки, то выпрыгивают. Кошка, бегая в кругу, не дает воробышкам собирать зерна, ловит их (дотрагивается рукой). Воробышки стараются увернуться от кошки. Когда кошка поймает 3—4 воробьев, выбирают новую кошку. Игра повторяется 3—4 раза. |
Лиса и птицы Дети (птицы) на скамейках, бревнах и других снарядах (гнездах). В углу площадки нора лисы. Птицы вылетают поклевать вредных насекомых. По сигналу воспитателя «Лиса!» все птицы летят в свои гнезда. Лиса выбегает из норы я пытается поймать птиц. Пойманных она уводит к себе в нору. После двух повторений выбирают новую лису. | Успей выбежать из круга На площадке чертят или выкладывают шнуром большой круг (диаметр 3—5 м). Воспитатель встает в центр круга, дети — за кругом по одну сторону. По сигналу они перебегают на другую сторону круга, стараясь как можно быстрее выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается 3—5 мин. |
Лошадки. Дети распределяются на пары по своему желанию: один — кучер, другой — лошадка. Кучер запрягает лошадку — надевает вожжи (скакалки). По команде воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия (скамейки, стойки, кубики я т. и.), стараясь не задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями. | Перепрыгни через ручеек На площадке рисуют или выкладывают двумя шнурами ручеек: с одного конца узкий (30 см), с другого — широкий (до 60—70 см). Дети один за другим перепрыгивают через ручеек, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте. |
Достань мяч Воспитатель подвешивает на площадке в нескольких местах мячи в сетках. Дети поочередно подходят и подпрыгивают, стараясь коснуться мяча двумя руками (прыгать можно с места или слегка разбежавшись). | На одной ножке по дорожке Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3—4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге. |
Лиса в курятнике На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки — это насест для кур. На противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих - лиса, остальные — куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой. | Зайцы и волк Одного из играющих выбирают волком. Остальные — зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк — на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев полк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано 2—З зайца, выбирается другой волк. |
Из кружка в кружок На площадке чертят небольшие кружки (диаметр 30—35 см) на расстоянии 30—35 см друг от друга (или кладут плоские обручи). Кружки располагают от одной стороны площадки до другой. Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, прыгая из кружка в кружок на двух ногах (при этом нельзя выходить за границы кружков). | Спрыгни вниз Дети стоят на гимнастических скамейках. По сигналу воспитателя они спрыгивают на землю. Можно усложнить задание, начертив перед скамейками кружки (диаметр 25—ЗО см), в которые дети должны спрыгнуть 5—8 раз. |
Наседка и цыплята Поперек площадки на высоте 50 см протягивают шнур. С одной стороны от шнура — поле, с другой — двор, на котором находятся цыплята (дети) и наседка (воспитатель). Цыплята прыгают на двух ногах. Воспитатель зовет цыплят в поле погулять. дети подлезают вод шнур (стараясь его не коснуться) и бегают по полю, клюют зерна (присаживаются на корточки). Через некоторое время воспитатель созывает цыплят во двор. дети вновь подлезают под шнур. Кто не задел за шнур, считается выигравшим. Игра повторяется 3—4 раза. | Котята и щенята Дети распределяются на две подгруппы — котят и щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята — на другой стороне площадки в домиках за гимнастическими скамейками. Воспитатель предлагает первой группе детей — котятам — побегать легко, мягко. На слова воспитателя: — вторая группа детей перелезает через скамейки и бежит за котятами лая: . Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в свои домики. После 2—З повторений дети меняются ролями, игра продолжается. |
Птицы и дождь Игра проводится с подгруппой детей. Птицы бегают по площадке. Воспитатель говорит: и т. п. Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время воспитатель говорит: . Дети слезают и вновь бегают площадке. Игра повторяется 3—4 раза. Воспитатель следит, чтобы птицы облетали всю площадку. | Рыбаки и сеть Дети бегают по площадке перед гимнастической стенкой. Это рыбки в пруду. Гимнастическая стенка — это большая сеть. Воспитатель говорит: «Рыбаки закинули сеть, но юркие рыбки не боятся ры6аков!», дети бегут к сети, пролезают между рейками и оказываются в безопасном месте. Воспитатель говорит: «Ни с чем ушли рыбаки, не поймали они ни одной рыбки». дети возвращаются на площадку и снова бегают. Игра повторяется 3—4 раза. |
«Найди свое место» Воспитатель распределяет детей на три подгруппы. Каждая строится у какого-либо физкультурного пособия (или дерева). Воспитатель предлагает детям назвать этот предмет и запомнить его. По сигналу дети разбегаются по площадке и бегают 0,5—1 мин. По команде «Найди свое место!» они должны построиться в прежнем месте. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 3—4 раза. | Найди себе пару Дети встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища. Воспитатель отмечает наиболее быстрых. Игра повторяется З—4 раза. |
Не задень! Дети произвольно располагают на площадке различные предметы: мячи, кегли, кубики, чурбачки и т. п. По условиям игры они могут бегать по площадке в любом направлении, но не сталкиваться и не задевать предметы. Ребенок, задевший предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин дети по сигналу воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу не нарушил правила). Игра повторяется. Ее можно усложнить, увеличивая число предметов и уменьшая площадку. | Сокол и голуби На противоположных сторонах площадки линиями обозначают домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети — голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» Голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано З голубя, выбирают нового сокола. |
Мы веселые ребята На расстоянии 2—З м от границ площадки проводят две линии. Между ними — ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит: «Три-четыре!» Дети хором отвечают: Мы веселые ребята Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас поймать! Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—З перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается | Мышеловка Дети распределяются на две неравные подгруппы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные — мыши. Они находятся за кругом. Дети, изображающие мышеловку. берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели: Все погрызли, все поели. Надо их переловить, в мышеловку заманить! По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают. Мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они становятся в круг, и игра повторяется. Когда поймана большая часть мышей, дети меняются ролями. |
«Стой!» Дети свободно бегают по площадке, не задевая друг друга. Через 30—40 с по сигналу воспитателя «Стой!» все замирают в какой-либо позе: на одной ноге, руки в стороны, присев и т. п. После 5—7-секундиой паузы, во время которой воспитатель следит, чтобы никто не двигался, раздается сигнал «Беги!», и игра продолжается. | «Наперегонки парами» Дети распределяются на пары, берутся за руки и встают по одной стороне площадки. По сигналу воспитателя они бегут до противоположной стороны. Побеждает пара, которая добежала быстрее других, не разъединив рук. Игра проводится 4—5 раз. При повторении дети могут соединять руки крест-накрест. |
Караси и щука Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг — это камешки, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок. изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки приседая за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, уводит их за круг. После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу в внутри его, меняются местами, и игра продолжается. | «Синие, красные, желтые». Дети берут ленты трех (или двух) цветов, повязывают их друг другу на руку (или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстраиваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например «Желтые!» По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3—4 раза. |
Кто сделает меньше шагов Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя все перебегают с одной стороны на другую широким шагом. Воспитатель отмечает, кто сделал меньше шагов. Игра повторяется 3—4 раза. | «Лиса в курятнике» Гимнастические скамейки ставят квадратом это насест. На скамейках стоят дети — это куры. Внутри квадрата (курятника) бегает лиса. Куры то спрыгивают с насеста и бегают по курятнику, то залезают на скамейки. Лиса старается поймать (дотронуться рукой) курицу, которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как лиса поймает 3—5 кур, из числа самых ловких назначается новая лиса. Игра повторяется 4—5 раз. |
Не оставайся на земле. Игра проводится в той части площадки, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы высотой до 30 см. Выбирают водящего — ловишку. Ему на руку повязывают цветную ленту. дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они спрыгивают и начинают бегать по площадке в зависимости от ритма, который дает воспитатель Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы, пособия. Ловишка ловит тех, кто не успел встать на возвышение. Пойманные отходят в сторону, и после 2—3 повторений их подсчитывают. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается. | Медведи и пчелы Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) — медведи, другая — пчелы. На расстоянии 3—5 м от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8—10 м — луг. Пчелы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведя влезают на стенку — в улей — и лакомятся медом. По сигналу воспитателя пчелы летят и жалят медведей (дотрагиваясь до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за медом. После 2—З повторений игры дети меняются ролями. |
«Перелет птиц». Дети бегают по площадке — это птицы. По сигналу воспитателя «Ветер! Буря!» дети подбегают к гимнастической стенке и быстро залезают на нее — прячутся от ненастья на дереве. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло!» Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4—.-5 раз. | « Перебрось за предмет». Дети с мячами (снежками) стоят у черты. В 5 м от черты укрепляют флажок. Дети бросают мячи, стараясь бросить за флажок (5—6 раз). Воспитатель отмечает тех, кому это удалось сделать большее число раз. |
«Сбей кеглю» Дети распределяются на две подгруппы и встают друг за другом. Перед каждой подгруппой проводят черту. В 2—З м от нее ставят 5—6 кеглей на расстоянии 10—15 см одна от другой. Дети каждой группы по очереди подходят к черте и энергично катят шар (мяч), стараясь сбить кеглю (сбитые кегли возвращают на место). Когда все дети выполнят упражнение, подсчитывают, какая группа сбила больше кеглей. | «Попади в обруч». Дети берут мешочки и строятся в 2—З колонны. Колонны встают у черты. В 2 м от черты кладут обручи. Дети по очереди бросают мешочки от черты в обруч снизу, от плеча. Когда все дети выполнят бросок, определяют, в каком обруче больше мешочков. При повторении дети бросают другой рукой. Постепенно можно увеличивать расстояние до З м. |
Ловишки с домами. Выбирают ловишку. Он становится в центре площадки. По сигналу воспитателя дети разбегаются, а ловишка их ловят (дотрагивается рукой). От ловишки можно спастись в домике (встать на скамейку, доску, забраться на лестницу). Когда будет поймано 3—4 ребенка, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 4—5 раз. В конце отмечаются лучшие ловишки и дети, которые ни разу не были пойманы. | Ловишки с приседаниями Выбирают ловишку. По сигналу «Раз, два, три. Беги!» дети разбегаются по площадке, а ловишка старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано 3—4 детей, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 3—4 раза. |
Попади в ворота Дети с маленькими мячами в руках строятся в 3—4 колонны у черты. В 3—4 м впереди каждой колонны кубиками обозначены ворота (ширина 50—60 см). Друг за другом дети подходят к черте, принимают правильное исходное положение (левая нога впереди, правая сзади, мяч в правой руке) и катят мяч в свои ворота. Когда упражнение выполнят все дети, подсчитывают количество попаданий и определяют победителя. При повторении игры дети катят мяч другой рукой. | Снежные круги. Дети делятся на 3—4 команды. Команды встают у черты в 2—З м от мишени (диаметр 15--—20 сн). По сигналу воспитателя дети лепят снежки и бросают в центр мишени. Команда, которой удастся залепить быстрее снежками центр мишени (сделать снежный кружок), выигрывает. Если снег не липкий, то дети по очереди бросают мешочки, а победителя определяют по числу попаданий в центр мишени. |
Охотники и зайцы Выбирают охотника, остальные дети — зайцы. Зайцы сидят в кустах (по гимнастическим скамейкам, бревнам). В 3—4 м от кустов чертят круг — дом охотника. У него 2—З маленьких мяча (снежка). Зайцы выбегают из кустов и прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них —. бросает мячи (бросать можно только в ноги). Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника. После 1—2 повторений выбирают нового охотника. | Птички и клетка Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это клетка. Другая подгруппа — птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закройте клетку!» Дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1—З птички. Затем дети меняются ролями. |
Перебежки На одной стороне площадки линией (или шнуром) обозначают дом, на расстоянии 5—6 м от него чертят вторую линию, за которой находится другой дом. Вдоль одной из боковых сторон площадки перпендикулярно домам проводят еще одну черту. Играющие распределяются на подгруппы по 6—8 человек. Дети одной подгруппы встают вдоль линии любого дома. Вторая подгруппа размещается вдоль боковой линии, у каждого в руках по два мешочка с песком. По сигналу воспитателя первая подгруппа перебегает из одного дома в другой. Дети второй подгруппы бросают по одному мешочку в бегущих (в голову бросать нельзя). Те, в кого попали, отходят в сторону. По новому сигналу перебегают в обратную сторону. Затем подгруппы меняются местами. Воспитатель отмечает самых метких. В игру включаются две другие подгруппы. | Северный и южный ветер. Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту — это северный ветер, другому красную — это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т. п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2—З мин назначают новых водящих, и игра повторяется. |
«Не попадись!» Чертят круг (или выкладывают шнуром). Играющие стоят за кругом на расстоянии полушага. Выбирают водящего. Он становится в центр круга. Дети прыгают в круг и выпрыгивают обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону. Через 1 мин воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Выбирают нового водящего. Игра повторяется. | Зайцы в огороде. Поперек площадки ставят 2—З гимнастические скамейки. Это забор. С одной стороны забора поляна, на которой резвятся зайцы (дети), с другой—огород, где растет капуста. Порезвившись на поляне, зайцы перелезают через забор (или подлезают) и лакомятся капустой. Когда все зайцы попали в огород, воспитатель говорит: Сторож идет! Зайцы убегают на поляну, перепрыгивая через забор. Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или последним покинул огород. Игра повторяется 4—5 раз. |
«Мяч вдогонку». Дети образуют круг. Воспитатель дает детям, стоящим в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» Дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы каждый быстро передавал мяч, не пропуская играющих. | Охотники и зайцы Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5—б м). Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг — это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом — это охотники, У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев (бросать в туловище в ноги). Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно охотникам дать 2—3 мяча. |
Снайперы На снежном валу устанавливают 10—12 предметов (кубики, кегли, мячи и т. п.). дети от черты, находящейся в З м от вала, бросают снежки, стараясь сбить предметы. При повторении игры черта отодвигается от вала на 0,5 м. Воспитатель отмечает детей, точно попавших в цель . | |
«Ловишки-перебежки». Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На середине площадки находится ловишка. После слов: «Раз, два, три. Беги!» — дети перебегают на другую сторону площадки. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—З перебежек подсчитывается число пойманных. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается. | Ловишка, бери ленту Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вьттянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитьтвает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой. |
«Ловишки на одной ноге». Игра проводится так же, как и игра «Ловишки», но только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто не успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено | «Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим. |