Просмотр содержимого документа
«Подборка Башкирских народных игр»
Башкирские народные игры (младший дошкольный возраст)
СПОРТИВНЫЕ (ПОДВИЖНЫЕ) ИГРЫ
«Перенеси яйцо в ложке»
Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимательность. Организация игры. Игра организуется в форме эстафеты: между собой соревнуются 2 человека или 2 команды. Нужно, держа в руке деревянную ложку с варёным яйцом, добежать до стойки, оббежать её и вернуться к финишу, т.е. передать эстафету другому. Кто быстрее? Причём яйцо не должно упасть и руками его трогать нельзя.
КАЛЕНДАРНЫЕ (ОБРЯДОВЫЕ) ИГРЫ
«Спряч платочек»
Организация игры. Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:
«Прячу, прячу я платочек под зеленой сосной.
Незаметно положу я кому-то за спиной».
Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.
ПРИРОДНЫЕ (ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ)
«Волк и зайцы»
Организация игры. Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц в гости к нам пришел.
Ушки – длинные, короткий хвост».
На сигнал ведущего «Волк», дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила игры: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)
«Стрелок»
Цель: развивать умение у детей метать мяч.
Организация игры. Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
С ВОДЯЩИМИ
«Стоп!»
Организация игры. Желающие играть жеребьевкой выбирают одного «пастуха». Берется волейбольный или резиновый мяч. Игроки образуют круг, а «пастух» остается внутри круга.
Правила игры.Игроки, образовавшие круг, перекидывают мяч друг другу. В это время «пастух» в прыжке старается поймать мяч, летящий от одного игрока к другому, или сбить его на землю. Игроки разбегаются в стороны, как только «пастух» поймает мяч. «Пастух» тотчас кричит: «Раз, два, три - стоп!» Разбегающиеся застывают на месте. «Пастуху» это и нужно - он бросает мяч в игрока, стоящего ближе всех к нему. Тот, уворачиваясь от мяча, может пригнуться, но не должен тронуться с места. «Пастух» же старается попасть прямым ударом мяча в игрока. Если попасть не сумеет, он будет вынужден остаться снова в центре круга и бежать за мячом. Если попадет, то место «пастуха» займет игрок, в которого попал мяч. Игра так и продолжается.
ДРАММАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРА)
«Кот и мыши»
Организация игры. Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
«Котик вышел погулять, серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила игры: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.
Башкирские народные игры (старший дошкольный возраст)
СПОРТИВНЫЕ (ПОДВИЖНЫЕ) ИГРЫ
«Паровоз»
Организация игры. Дети делятся на две равные группы. Проводится линия. Одна команда остается по одну, другая переходит на другую сторону линии. На линии лицом к лицу стоят двое ведущих. Они крепко держатся за руки, а на парники выстраиваются за ними. По сигналу игроки команд берутся за пояс друг друга и начинают перетягивать через линию. Какая из команд перетянет противоположную на свою сторону, та и становится победителем.
КАЛЕНДАРНЫЕ (ОБРЯДОВЫЕ) ИГРЫ
«Белый тополь, синий тополь»
Организация игры. Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.
1 ком: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
2 ком: «Пестрые птицы».
1 ком: «Что есть у них на крыльях?»
2 ком: «Есть сахар и мед».
1 ком: «Дайте нам сахар».
2 ком: «Зачем вам?»
1 ком: «Белый тополь, синий тополь».
2 ком: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
ПРИРОДНЫЕ (ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ)
«Липкие пеньки»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Организация игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)
«Иголка и нитка»
Организация игры. Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб/башня/ флажок).
По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде.
К ним зацепляется следующий игрок («нитка», они обегают ориентир вдвоем.
Таким образом, все игроки команды («нитки», по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры.
Побеждает та команда («иголка с ниткой», все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила игры. Играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
С ВОДЯЩИМИ
«Спряч платочек»
Организация игры. Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:
«Прячу, прячу я платочек под зеленой сосной.
Незаметно положу я кому-то за спиной».
Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим.
Правила игры. Бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.
ДРАММАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРА)
«Уголки»
Организация игры. По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит:
«Хоп, хоп, хоп»!
За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила игры: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».