Практический: выполнение задания детьми; физкультминутка, пальчиковая гимнастика, д/игра «С какого дерева листок?».
Игровой: сюрпризный момент.
Предварительная работа:
1. Прогулка и наблюдение по территории д. сада для сбора листьев,
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением осени,
3. Изготовление д/игры «С какого дерева листок?»
4. Чтение художественной литературы об осени
Материалы: Силуэты платьев из бумаги формата А3 (один на четверых детей). Гуашь, кисти (№ 5.6, листья (кленовые, дубовые, берёзовые, рябиновые, салфетки, баночки с водой, плёнка.
Ход занятия:
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Бирюковой «Королева-Осень» Приложение № 1).
Воспитатель вносит куклу, одетую как Королева-Осень (в короне из листьев и в белом платье)
Королева: здравствуйте девочки и мальчики, хотела я к вам прийти в своём самом красивом платье, но по дороге налетел на меня ветер и унёс все листья с моего наряда. Меня теперь никто даже не узнаёт! Помогите мне, ребята.
Воспитатель: Нужно помочь Королеве-Осени, но как?
Ребята как нам решить эту проблему?
Дети: мы можем нарисовать платье для Королевы-Осени. (Другие варианты ответов).
Воспитатель: К нам пришла сама Королева-Осень. Мы поможем ей. Нарисуем ей платье, необычное, а помогут нам в этом осенние листья с разных деревьев. Ребята, какие вы деревья знаете, назовите их.
(Ответы детей).
Воспитатель знакомит детей с техникой печатание листьямиодновременно показывая способ и последовательность работы:
(Нужно взять листок с дерева и нанести на него немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа).
Воспитатель: ребята, краски каких цветов мы будем использовать, чтобы платье получилось по-осеннему красивым?
Воспитатель: давайте вспомним с каких деревьев как называются листья
Д/игра «С какого дерева листок?»
(воспитатель показывает листья)
-с берёзы? - берёзовый,
-с клёна? - кленовый,
-с рябины? - рябиновый,
-с дуба? - дубовый. и т. д.
Воспитатель: молодцы ребята. А теперь мы немного разомнёмся.
Физкультминутка «Осень».
По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки, руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (Движения руками перед собой влево вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Воспитатель: садимся ребята за рабочее место и подготовим наши пальцы для рисования.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальцы, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем (пальчики "шагают" по столу)
В процессе рисования необходимо напомнить детям об осанке, об использовании влажных салфеток, помогать советом в затруднении.
Воспитатель: перед вами расположены материалы, при помощи которых вы будете украшать платье для Королевы-Осени.
Приступайте к работе.
Дети приступают к непосредственному выполнению задания. По мере необходимости воспитатель помогает детям в выполнении задания.
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, какие у нас получились интересные и красивые платья.
1. Ребята, вам понравилось рисовать листьями?
2. Аня, что тебе было интересно на занятии?
3. Настя, что тебе было трудно во время украшения платья?
4. Вова, тебе понравилось украшать платье способом печатания листьями?
5. Какую технику мы сегодня использовали?
Воспитатель: ребята, наши платья для Королевы-Осени готовы. Теперь мы можем нарядить ее.
-Королева-Осень, посмотри, какие нарядные платья для тебя нарисовали наши дети.
Королева-Осень: какие же вы молодцы ребята, на славу потрудились. Все платья мне пришлись по душе, все они по-своему красивы, я буду каждый день надевать новый наряд. Спасибо вам ребята! До свидания!
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность проводилась в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Присутствовало 18 человек.
Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.
Данная деятельность относится к разделу программы «Художественно-эстетическому развитию».Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Здоровье»; «Чтение художественной литературы»; «Социализация».
Цель: развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, по примеру «Печать листьями».
Исходя из цели ООД,поставила задачи:
Образовательные:
-обобщить представления детей о времени года «Осень»,
-закрепить знания детей о форме осенних листьев и их названии;
-продолжать учить детей смешивать краски.
Развивающие:
-развивать чувства композиции, цветовосприятия;
-развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;
-воспитывать аккуратность, доброжелательность, умение договариваться при распределении работы.
Длительность и структура ООД выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности.Осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации ООД:
Санитарные требования к проведению ООД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед ООД была проведена влажная уборка и проветривание. Вовремя ООД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (30 минут).
ООД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Первая часть ООД построена на сюрпризном моменте.
При отборе содержания ООД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так,чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность, сюрпризный момент, д/игра и т. д.
В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей.
При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.
Методы и приёмы:
• словесный;
• наглядный;
• практический;
• игровой.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках ООД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей ООД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, создание положительного эмоционального фона. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.