Просмотр содержимого документа
«Пластилиновая живопись – средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Пластилиновая живопись – средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Подколзина Ольга Борисовна,
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»,
высшая квалификационная категория
Система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа. В развитии художественной деятельности дошкольников необходимо использовать разнообразные изобразительные техники, которые позволят отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенными навыками в рисовании и лепке.
Одной из таких техник является «Пластилиновая живопись». Пластилиновая живопись – это вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилиновая живопись – это одна из нетрадиционных техник рисования, рисования пластилином. Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластилиновой живописи является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию у ребенка умелости рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.
Работу с воспитанниками я организовала в форме кружка «Пластилиновая живопись», цель которого – развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса воспитанников через знакомство их с нетрадиционной пластилиновой техникой – пластилиновой живописью как видом изобразительного искусства.
Программа кружка «Пластилиновая живопись» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Кружок проводится 1 раз в неделю, посещает кружок 14 человек, продолжительность кружка 25–30 минут для детей 5–8 лет.
Работа по формированию навыков рисования пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Третий этап – итоговый
Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Оформление выставок детских работ по темам кружка.
Обучение детей рисованию пластилином проводятся в игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей.
Работу провожу в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Для родителей и педагогов были разработаны консультации по теме «Пластилиновая живопись». В группах уголки по изобразительной деятельности пополнились зоной пластилиновой живописи, где педагоги разместили материал и оборудование для работы с пластилином, наглядные пособия (альбомы с образцами работ по пластилиновой живописи, подборки иллюстраций, картины, фото, шаблоны по теме кружка и т. д.).
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Дети знакомятся с понятиями пластилиновая живопись, пейзаж, натюрморт, перспектива, линия горизонта. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства и т. д.
В работе с детьми использую следующие методы:
Наглядные методы: демонстрация наглядных средств; показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения;анализ детских работ.
Практические методы: упражнения в усвоении технических умений (нажим, раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание и др.), способы художественной деятельности (прижимание, размазывание, смешивание цветов).
Словесные методы: беседы, загадки, чтение художественных произведений, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.
Метод эстетического пробуждения: рассматривание различных произведений искусства; рассматривание предметов народно-декоративного искусства; рассматривание работ, созданных своими руками.
Эвристический метод: предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод: дети выполняют всю работу самостоятельно. Метод направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, воображения и творчества.
Использование в работе художественных, наглядных, технических средств, таких как чтение стихотворений, рассказов, сказок, загадывание загадок; рассматривание картин, иллюстраций; музыкальное сопровождение, видеофильм, слайд-шоу, презентации делают занятия интересней и увлекательней.
Прежде чем приступить непосредственно к рисованию пластилином детям следует показать некоторые приёмы лепки пластилином:
Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание – кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина – оттягиванием – можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
Сплющивание – наиболее применяемый приём – для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов – трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прощипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
На кружке знакомлю детей с тем, что способы лепки бывают разные: рельефный (барельефный, горельефный) – изображение выступает над основой, контррельефный способ лепки – изображение углубляется в основу, аппликация – заполнение части поверхности работы.
Знакомимся мы с ребятами и с различной техникой рисования пластилином:
Прямая
Обратная
Контурная
Многослойная
Модульная
Мозаичная
Помимо вышеперечисленных приёмов рисования пластилином в «Пластилиновой живописи» использую рисование элементами «конус» – кусочек пластилина в форме конуса наносим на контур кроны куста, дерева и заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар» – кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе силуэта и размазываем по направлению вниз; «валик» – кусочки пластилина в форме валика размазываем к стволу дерева по всей длине кроны (крона деревьев, кустарников).
Этапы создания картины могут изменяться в зависимости от техники рисования, но принцип остаётся тот же:
Подбор эскиза
Перенос эскиза на основу (картон, стекло)
Подбор цвета пластилина
Выбор приёма нанесения пластилина
Перед работой пластилин разминаем в руках
Начинать следует с фона
Пластилин надо накладывать аккуратно, не нарушая контура рисунка
Предметы переднего плана делать более яркими, рельефными, на дальнем плане используются более приглушённые цвета
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, используют разные виды пластилиновой живописи для изображения характерных особенностей создаваемого образа. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мастер-класс по пластилиновой живописи
Тема: «Грибок»
Цель мастер-класса: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.
Задачи мастер-класса:
дать понятие «пластилиновая живопись»;
научить приёмам работы с пластилином;
научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
развить пространственное мышление и творческие способности.
Оборудование:
карандаш простой;
ластик;
пластилин;
стеки;
¼ листа картона формата А4;
дощечка для работы с пластилином;
влажная салфетка.
1 этап.
Подбираем рисунок и переносим его на картон.
2 этап.
Рисуем пластилином ножку гриба. Используем технику «мазки». Мазки наносим вертикально по форме ножки. Отрываем небольшой кусочек пластилина и начинаем им замазывать ножку гриба.
3 этап.
Рисуем шляпку. Выбираем технику «горошины». Эта техника хорошо подходит для передачи фактуры шляпки гриба и смотрится эффектно.
4 этап.
Рисуем траву. Используем технику «жгутики».
Работа готова!
Список литературы
1.Т. Н. Яковлева Пластилиновая живопись – Издательство: Сфера, 2010 г.
2.Т. В. Смирнова Художественно-эстетическое развитие детей 5–6 лет, Занятия пластилинографией – Издательство: Учитель, 2015 г.
3. Г. Н. Давыдова Пластилинография – Издательство: Скрипторий, 2008 г.
4. Г. Н. Давыдова Детский дизайн Пластилинография – Издательство: Скрипторий, 2003 г.
5. Е. Румянцева Пластилиновые фантазии – Издательство: Айрис-Пресс, 2011г.
6. О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева Пластилиновая картина – М, 2011.