План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
1. Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
2. Когда начата работа над темой 2023 г.
3. Когда предполагается закончить работу над темой 2023г.
4. Цели и задачи самообразования по теме
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение
профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования.
2. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
3. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
4. Улучшить общую двигательную активность.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
7. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями
8. Составить картотеку игр по развитию мелкой моторики.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами
• пальчиковый театр, настольный театр
• лепка из пластилина
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, спонжами и т д.
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
9. Интернет ресурсы.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
План работы по самообразованию.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. (младшего возраста)
4. Подготовить консультации для родителей
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так
важно её развивать?».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2022 -2023 уч. год
Содержание работы Срок выполнения
1. Изучить литературу по данной теме
(Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)
2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».
3. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики-братики»
4. Обучение детей игре «Шнуровка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игры с кубиками.
сентябрь
1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)
2. Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?»
3. Заучивание пальчиковой игры «Веселые пальчики», «Осенние листья»
4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь
5. Настольная игра «Найди фигуру».
6. Штриховка (овощей и фруктов).
Октябрь
1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
2. Лепка из пластилина (баранок, печенье)
3. Учить детей одевать и раздевать кукол.
4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
5. Игры с прищепками.
6. Пальчиковый театр «Колобок»
Ноябрь
1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».
2. Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».
3. Заучивание пальчиковой игры «Снежок»
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
6. Настольный театр «Репка» Декабрь
1. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»
2. Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
3. Настольный театр «Теремок»
4. Игра «Шнуровка».
5. Учить детей выкладывать ёлочку из геометрических фигур.
6. Упражнения с массажными мячиками Су-Джок
Январь
1. Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
2. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
4. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества,
5. Игры с кубиками.
Февраль
3. Пальчиковые игры «Семья», «Мамин праздник»
4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта
5. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
6. Конструирование из разных видов конструкторов.
7. Упражнения с массажными мячиками Су-Джок
8. Штриховка (мяча).
Март
1. Заучивание пальчиковой игры «К нам пришла весна», «Птицы»
2. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
3. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Крыша».
4. Игры «Шнуровка», «Мозаика».
5. «Собери картинку из 4 частей»
6. Упражнения с массажными мячиками Су-Джок Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…».
2. Учить изображать с помощью пальцев различные движения: резание ножницами, пиление, закручивание винтика и другие.
3. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
4. Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
5. Лепка знакомых предметов.
6. Упражнения с массажными мячиками Су-Джок
7. Штриховка (цветов).
8. Игры с кубиками.
Май