kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»»

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»


Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как

средство развития речи у

детей младшего дошкольного возраста».

2019-2020 учебный год

группа младшего возраста.

Этап работы над темой:1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020г.

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства

и компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики

рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы(Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,

2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –

М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

«Хардфорд», 1996.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики»

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки

ребнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом

собрании.

Актуальность:

Работая в группе раннего возраста 2-год, проводя занятия, общаясь с детьми,

обратила внимание на то, что у многих детей этого возраста не очень хорошо

развита активная речь. Так в чм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается

ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с

плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут

застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,

мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации,

не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях,

доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на

его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные

трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование

устной речи ребнка

начинается

тогда,

когда

движения пальцев рук

достигают

достаточной

точности,

то

есть,

формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Доказано, что мысль и глаз ребнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук

является

мощным средством повышения

работоспособности

головного

мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко

научится

ребенок управлять

своими

пальчиками,

зависит

его

дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память,

внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Работа по развитиюмелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».

2. Пальчиковая игра «Дорожка».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2. Пальчиковая игра «Овощи».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»,

«Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка»«Квадрат»«Треугольник».

5. Настольная игра «Собери кубик».

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый»,

«Чудесный мешочек».

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»«Одежда».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Новый год»«Здравствуй,зимушка-зима».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик»«Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные кубики).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»«Сказки»«Снежок». Повторение

пальчиковой игры «Семья»«Пирожки»«Новый год».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком рисуем на крупе).

4. Конструирование из палочек «Домик»«Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение игры «Снежок».

2. Пальчиковая игра «Семья»«Сказки»«Переложи игрушки».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика».

5. Изготовление подарков к празднику«День защитников Отечества»

(аппликация).

Март

1. Закрепление пальчиковых игр «Апельсин»«Снежок»«Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Маму я свою люблю»«Транспорт».

4. Конструирование из палочек «Окно»«Домик»«Флажок».

5. Изготовление подарков к празднику«Международный женский день 8 марта».

6. Игра «Прищепки»

7. Работа с карандашом«Соедини все точки друг с другом»

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружба». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из бумаги, для работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Домик для зайчат».

4. Конструирование из палочек предметов мебели«Стол», Стул», «Кровать»,

«Шкаф» и т. д.

5. Проигрыване с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

6. Выкладывание из палочек знакомых фигур.

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Наши алые цветы», повторение «Домик для зайчат»«Дружба».

2. Учить детей инсценировать руками стихи.

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4. Конструировать из палочек «Транспорт» (по образцу и по желанию).

5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок»«Очки»,

«Стол»«Стул»«Крыша».

6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

7. Работа с карандашом«Обведи рисунок».

Работа с родителями

октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

ноябрь

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

декабрь

Мастер-класс для родителей«Волшебные пальчики».

январь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

февраль

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Игрушки своими руками»)

Апрель-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Приложение.

Пальчиковые игры.

«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -

"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на

"лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком

тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«ПРИЩЕПКИ»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых

прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«ЗАМОК».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично

раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не

расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно

меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок

полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«КАПУСТА».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«ОРЕХИ»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,

удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«ДОРОЖКА»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него

дорожку.

«КАРАНДАШ»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть

поврнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху

ручки. Покачивают, имитируя движения самолта. Делают с другой рукой.

«ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«ЧАСЫ»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«КАЧЕЛИ»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.

Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик»,Часы», «Качели»).

ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из

«Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить

игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать

крупный пинцет.

ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в

ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит (загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

ИГРА «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,

начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас -беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся -сюда! (Складываем руки домиком)

ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку

указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем

просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит

слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

ИГРА «ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

ДОМ И ВОРОТА

- На поляне дом стоит (изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.)

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет е обратно. (и спрятать их обратно.)

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой

опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как

ковшик

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие

пальцы подняты вверх).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок

(большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение,

можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если

ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая

рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет

"раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец

согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и

поднимается.

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец

подняты вверх.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими

шевелить в стороны и вперед.

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.

Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены

вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку,

которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем

вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее

накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец

кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойсь.

ДОМ.

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нм,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони поврнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пс ворота охранял.

(Одна рука "пс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвл.

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

«Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,

Стала листья собирать

«Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

«Одежда»

Я надену сапоги,

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Новый год»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Наступает Новый год!

Дети водят хоровод.

Висят на елке шарики

Светятся фонарики.

Вот сверкают льдинки,

Кружатся снежинки.

В гости дед Мороз идет

Всем подарки он несет.

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

«Домик для зайчат».

Стук, стук, по стук,

раздается где – то стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурлиет Дибировна Гасанова

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-po-samoobrazovaniiu-na-tiemu-aktivatsiia-slovaria-dietiei-mladshiei-vozrastnoi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "239700"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444839978"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства