Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Разработать перспективный план работы с детьми.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который формируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навык содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики рук.
Форма отчётности:
Подготовить консультацию для родителей на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»
Провести анкетирование родителей.
Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Работа с родителями - консультации и беседы.
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
СЕНТЯБРЬ
Наблюдения за детьми, диагностика
1. Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.
2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме
3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"
4. Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"
5. Упражнение с массажными мячиками
6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа
7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"
8. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»
Индивидуальная работа изготовление «Бизиборда»
ОКТЯБРЬ
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина
2."Сложи картинку" из 2 частей
3. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь
4. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки
5. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"
6. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)
7."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)
8. Рисование «Нарисуем ежику колючки».
Индивидуальная работа изготовление «Панно для развития мелкой моторики рук»
Консультация «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»