- Ребята, посмотрите, на ваших столах лежат карты-лабиринты, которые помогут добраться до пустыни. Нужно начать движение сверху от красной стрелки пройти лабиринт выход внизу карты, тоже обозначен красной стрелкой. - Молодцы, а теперь давайте посмотрим на экран, проверим правильно ли вы выполнили задание. - Все справились с заданием. Молодцы! - Вот мы и очутились в пустыне. - Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий. Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу. - В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы. - Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность. - Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов. - Почему, как вы думаете? - Правильно, в пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе. - А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне. - Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Это верблюжья колючка. - Как вы думаете, почему это растение так назвали? - У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой. - А это растение кактус. У него толстый сочный стебель, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее. - Посмотрите, какое необычное дерево растет в пустыне. Оно называется саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, хорошо переносит засуху, потому что у него нет листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его кора похожа на чешую. ИГРА???? - Молодцы, вы с легкостью справились со всеми заданиями! Вот такие необычные растения мы с вами увидели. А теперь узнаем, какие животные живут в пустыне. - Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер. В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное и это верблюд. А как вы думаете, зачем верблюду горбы? - В горбах он накапливает жир. Когда верблюд остается без пищи и воды и не может ее нигде найти, то он начинает расходовать жир из горба. Чем выше горб верблюда, тем дольше он обходится без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться. - Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? - Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное. Ребята, а еще живут животные в пустыне, кроме верблюдов? Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру – это тушканчик. - Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.) - Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке. - Эти грызуны являются всеядными животными. Интересен тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках. - Кого вы видите на картине? - Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности. - А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку. - Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне. Вот здесь мы с вами отдохнем. Физкультминутка Вы наверное устали? Да! И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как змеи зашипели. Пошипели, помолчали. Как тушканчик поскакали. Поскакали, поскакали За барханом все пропали. - Сейчас ребята я вам предлагаю сыграть в игру которая называется «Найди дом». Перед вами карточка-помощница, она разделена на 3 части. Первая – желтого цвета. Скажите желтым цветом на карте, какую природную зону мы обозначаем? (пустыня) Вторая часть – белая. Это Антарктида. Третья часть – зеленая это тайга и смешанные леса. Еще у вас есть картинки с изображением животных. Они все перемешались, давайте вспомним, какое животное в какой природной зоне обитает, и разместим их на карточке. - А теперь проверим все ли животные оказались в своих природных зонах. |