- познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);
- учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);
- прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);
- учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить. | Дети высказывают свои предположения. | Дети могут обосновать свое мнение. |
2 | Игровое упражнение «Найди, что скажу» Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать. | Дети двигаются по инструкции воспитателя: - три шага вперёд от двери - пять шагов направо - встать с левой стороны стола - пройти 7 шагов вперёд. | У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве |
3 | Воспитатель просит сказать, что это такое. Воспитатель говорит, что это почва. | Дети говорят, что это земля. Дети спрашивают, что такое почва. | Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. |
4 | Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва. | Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники. | Развивается интерес к исследовательской деятельности |
5 | Опыт № 1. Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах. Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни). | Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп. | Дети узнают, из чего состоит почва. |
6 | Опыт № 2. Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой. Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. | Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. | У детей закрепляется умение делать опыты. |
7 | Опыт № 3 Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха. Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат? | Дети убеждаются, что в почве есть воздух. Дети отвечают, что как и все животные — воздухом. | У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов. |
8 | Опыт № 4 Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. | На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода. | У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов. |
9 | Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве. | Дети рассказывают об обитателях почвы. | Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли. |
10 | Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе. | Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы. | Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов. |
11 | Воспитатель предлагает просмотреть презентацию. | Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду | У детей появляется бережное отношение к природе. |