Письменный отчёт "Использование современных образовательных технологий,Соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно – образовательном процессе.
Письменный отчёт "Использование современных образовательных технологий,Соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно – образовательном процессе.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основная часть.
1.«Использование современных образовательных технологий».
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. При организации процесса воспитания использую технологии дифференцированного подхода, проектно-исследовательские технологии и метод проектов, а так же технологию индивидуализации обучения и воспитания (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков).
Родители, определяя детей в дошкольное учреждение, ждут положительных изменений в развитии своего ребёнка. А у воспитанника по отношению к детскому саду свои потребности.
Организую процесс воспитания дошкольников посредством обеспечения педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно-ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод растущего человека, толерантных взаимоотношениях воспитателя и воспитанника. Провожу различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Используя различные педагогические технологии педагог достигает оптимальных результатов в своей деятельности.
1.1 Игровые технологии.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Каждая игра имеет свою задачу.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: -обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.
Результаты использования игровых технологий в работе:
-Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.
-Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
- В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
-Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Результаты внедрения в практику:
Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы были составлен тематический и календарный планы. Составила картотеку дидактических игр, настольных игр.
1.2. ТРИЗ технология.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Для формирования и развития творческих способностей детей на группе есть: схемы эмоций, волшебные очки для выделения объектов по признакам, таблицы по описанию объекта.
Наглядные пособия: картинки для составления логических рассказов, беседы по картинкам (чувства, эмоции) «Я развиваюсь».
Дидактические игры по формированию системного мышления, игры – ТРИЗ плюс экология, игры для работы с картиной, игры для обучения детей приёмам фантазирования.
Настольные игры: «Что сначала, что потом», «Неразлучные друзья», «Что, откуда, почему», «Хочу всё знать», «Найди пару», «Угадай по тени», «Логический поезд», «Волшебные кармашки».
За время внедрения и применения ТРИЗ технологии, дети учатся выделять у объектов признаки, воспринимают и узнают схематическое изображение имён признаков, учатся сравнивать объект, с признаком другого объекта. У детей формируются основы системного мышления, которые позволяют дать ребёнку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Дети учатся при помощи модели (какой – что такое же; что делает _ что делает также) составлять загадки. Читаем и моделируем сказки, пробуем решать проблемные ситуации героев сказок. Учатся составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок. В экспериментальной деятельности дети при помощи воспитателя научились составлять и считывать схемы- алгоритмы по проведённому эксперименту или наблюдению. У детей развивается речь, формируется творческое мышление. Я планируем дальше продолжать осваивать технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и к загрузки памяти.
1.3 Технология исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Мною разработан проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования». Разработана картотека «Детское экспериментирование», схемы по экспериментированию. Участвовала в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» ,с проектом, где стала призером конкурса.
2. Использование информационно - коммуникативных технологий.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная картотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу, лабиринты для развития мелкой моторики.
Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флешь карты, диски, дискеты.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится.
Проводила открытые занятия «Дает силы нам всегда витаминная еда» с использованием ИКТ.
3. Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
•обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
•сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,
•научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В моей группе созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности воспитанников оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениям и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течении всего дня. Являясь участниками этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрения различных методов и приёмов для создания среды здоровье сберегающего процесса в своей возрастной группе.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Одна из главных задач: научить детей правильно дышать. Без правильного дыхания для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие моим детям. Я провожу во время адаптации, или когда ребенок гиперактивный, благодаря дыхательной гимнастике, ребенок расслабляется, успокаивается.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Перед проведением дыхательной гимнастики, все упражнения выполняю сначала сама. Дыхательные упражнения могут быстро утомлять ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка
Я использую дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном занятии после нагрузки; в утренней гимнастике, в свободной деятельности. Упражнения для детей провожу в игровой форме.
Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа.
Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения
подбираю с веселыми названиями. Большинство пособий изготавливаю сама, стараюсь их делать яркими и привлекательными.
В занятии « Долгое путешествие» использовала дыхательную гимнастику.
- Ребята, наши птички устали сидеть на веточке и хотят полетать.
На веревочке укрепляю бумажных птиц. Предлагаю детям
плавно подуть, чтобы птички полетели.
А чтобы сохранить познавательный интерес, данные упражнения проводятся в виде игровых упражнений:
«Ёжики», «Ямка — мячики», «Насос», «Часики», «Гуси летят», «Пароход» и др. Дыхательные и звуковые гимнастики учат детей дышать, осуществляют профилактику простудных заболеваний, игра «Полёт на воздушном шаре» в занятии «Путешествие в сказку» в рубрике; в режимных моментах использую кинезиологические упражнения «Качание головой», «Волшебники, «Язычок» и др.;
Данный вид деятельности я использую на занятиях, а также в свободное время, на прогулках.
Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры. В занятии «Дает силы нам всегда витаминная еда» я использовала пальчиковую гимнастику:
- Приготовили пальчики.
Раз, два, три, четыре , пять! (загибаем на счёт пальцы правой руки, начиная с мизинца)
Будем пальчики считать (сжимаем и разжимаем кулачок правой руки) Крепкие, дружные (энергичные хлопки в ладоши на каждое слово)
На другой руке опять (сжимаем и разжимаем кулачок левой руки )
Раз, два, три, четыре , пять! (загибаем на счёт пальцы левой руки, начиная с мизинца)
Пальчики быстрые ( хлопки в ладоши на каждое слово)
Очень-очень чистые!
В занятии « Путешествие в страну Математика» ребята с удовольствием выполняли интересное задание:
-Ну, вот мы с вами и отдохнули! Пора продолжать наше путешествие. И мы с вами отправляемся на улицу «Построй-ка».
Ребята, на этой улице был сильный ураган, и он сломал дома у всех жителей. И они просят нас помочь им построить новые дома.
- Давайте построим для них домики из палочек, которые лежат у вас на столах. Домики бывают разные. Вы можете проявить фантазию и придумать свой, кто какой захочет.
Также создала в своей группе картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.
Релаксация
Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. В своей группе я стараюсь дать детям почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Данный вид деятельности очень нравится моим воспитанникам, который проводится в виде игровых упражнений, психотренинга: «Я превращаю вас», «Прогулка в лес», «Сильные — слабые», «Капельки дождя», «В зимнем лесу», «Снежинки», «У моря», и многие другие.
Физкультминутки.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, мною проводятся физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся мной по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.
Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
В своей работе я, при планировании деятельности с детьми, использую принцип интеграции оздоровительных упражнений, применяю следующие оздоровительные технологии: утренняя гимнастика(традиционная, оздоровительно — беговая, игровая) — как метод укрепление защитных свойств организма; гимнастика пробуждения: «Каждый день после сна...», «Просыпалочка» и др. является средством сохранения эмоционального здоровья детей и активизации всех систем организма; психогимнастика ,и психотренинг позволяют поддерживать положительный эмоциональный фон и снять эмоциональное напряжение, в занятии «Даёт силы нам всегда витаминная еда» применила музыкальную паузу и с использованием ИКТ; в занятии « Путешествие в страну Математика»» использовала физкультминутку:
- Шел один я по дорожке,
(Дети маршируют, показывая один палец)
Шли со мной мои две ножки, (Маршируют, показывая два пальца)
Вдруг на встречу три мышонка: (Останавливаются, показывают три пальца)
- Ой, мы видели котенка, (Обхватывают ладонями щеки и качают головой)
У него четыре лапки, (Показывают четыре пальца)
В лапках острые царапки, (Показывают, как котенок царапается)
Один, два, три, четыре, пять-
(По очереди загибают пальцы одной руки другой)
Надо быстро убегать. (Бегут на месте)
Игровые упражнения оздоровительной направленности подводят детей к сознательному умению быть здоровым, внимательным, чутким, учат освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Заключение.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Применяемые мной современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей.
Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.
Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в ООД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.
Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.
Нет ни одного занятия, на котором использовалась бы только одна какая-либо технология. ООД, приносящая удовлетворение педагогу и радость познания детям – это занятия, на котором грамотно сочетаются разные виды педагогических технологий, взаимодополняющих друг друга. Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ребенку возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии.
4.Список источников.
1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, JI. Г. Богославец. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. -112 с.
2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 7 лет: Сборник игр и упражнений - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.-48 с.
3. Веракса Н.Е.,Галимова О.Р. Познапвательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80с. Стр.3
4. Е.Н Панова « Дидактические игры — занятия в ДОУ».
5.Гаврючина J1. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие. Творческий Центр «Сфера», Москва 2010. — 160 с.
6.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. — М.: МОЗА14КА
СИНТЕЗ, 2010. —96 с.
Заведующий _________________________ / О.А. Иваненко/