Вид деятельности | Тема и задачи |
Сентябрь |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов | Тема: «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов | Тема: «Тайное становится явным» В. Драгунский | Тема: «Осень» Е. Трутнева стихотворение (заучивание наизусть) |
Задачи: формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге | Задачи: учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям, воспитывать интерес к поэтическому слову. | Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием, развивать связную речь, воспитывать доброжелательные черты характера | Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе |
Словарная работа | Школа, школьники, ученики, первоклассники, букварь, книга | День рождения, гости, подарок | Поступок, тайна, обман, «тайное становится явным» | Осеннее убранство, сыплются, шелестят |
Материал и оборудование | Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября» | Иллюстрация | Мешочек, шило или большая игла | Детские рисунки на осеннюю тему, иллюстрации |
Методическая литература | Н.С. Голицына, «Конспекты комплексно тематических занятий» (ДЛ №18, стр. 6) | Интернет ресурсы | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 159 | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 140 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Октябрь |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Почему Земля живая» М.Ляшенко, А. Мусатов | Тема: «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня) | Тема: «Лесные домишки» В.Бианки (рассказ) | Тема: «Хлебный голос» С.Ремизов (мудрая сказка), либо К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
Задачи: формировать представление о культуре природопользования, развивать интерес к прочтению рассказов, воспитывать любовь к природе | Задачи: формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни | Задачи: познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа; воспитывать сочувствие к героям книги | Задачи: закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки |
Словарная работа | Земля, планета, плод, плодородная, богатая | Человек, мастер, рукодельница, трудиться | Гнездо, домик | Бог, царь, дурёха, сноха, голос, Русь, Хлебный |
Материал и оборудование | Карта климатических зон России, иллюстрации фруктов | Портрет И. А. Крылов | Портрет В.Бианки | Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб |
Методическая литература | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» ДЛ №18 стр. 48 | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 148 | Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.336 | И.А. Осина; Е.В.Горюнова «Перспективное планирование « ДЛ №39 стр. 69, либо ПР №4 стр. 70 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Ноябрь |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | 5 – я неделя |
Тема: «Хроменькая уточка» Л.Нечаев | Тема: «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин (заучивание) | Тема: «Василиса прекрасная» ( русская народная сказка) | Тема: «Что за прелесть эти сказки» (сказки А.Пушкина) | Тема: «Айога» (нанайская сказка) |
Задачи: познакомить с украинской народной сказкой; учить понимать главную мысль; развивать представления о художественных образах сказки; воспитывать бережное отношение к птицам | Задачи: познакомить с творчеством А. Пушкина; учить читать наизусть стих-е; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать чувство радости от восприятия стихов | Задачи: учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам | Задачи: уточнить представления о сказках А.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; воспитывать потребность рассматривать книгу | Задачи: учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме |
Словарная работа | | Двор, осень, стоял | Царевна, | | Нанаец, стойбище, ровдуга, растопырила, бултыхнулась |
Материал и оборудование | Портрет писателя, иллюстрации перелётных птиц | Портрет А.Пушкина | Иллюстрации к сказке | Иллюстрации к сказкам, книги А.Пушкина | Иллюстрации жителей народа -нанайцы |
Методическая литература | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 147 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68 | И.А.Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 72 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 69 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 68 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Декабрь |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка) | Тема: «Снегурочка» русская народная сказка | Тема: « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям) | Тема: «Старик – годовик» В.Даль |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе | Задачи: учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе |
Словарная работа | | Деревня, старики, Снегурочка, лепить | Выскочила, выпучила | |
Материал и оборудование | Книга со сказкой, краски, бумага | Книга со сказкой, иллюстрации к сказке | Книга со стихотворением | Портрет В.Даля, книга с иллюстрациями |
Методическая литература | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.156 | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.153 | Интернет-ресурсы | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 73 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Январь |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: каникулы | Тема: «Ворона и лисица» И.Крылов (басня) | Тема: «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк | Тема: «Гуси - лебеди» А.Ремизов (сказка) |
| Задачи: учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые средства текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка; воспитывать сострадание к героям | Задачи: закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения. Синонимы. Антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе |
Словарная работа | | Свет зеркальце, я ль милее | «Душа в пятки ушла»; «задал стрекоча», «выбился из сил», «задрать нос» | Братец, сестрица, кисельные берега |
Материал и оборудование | | Книга с басней, иллюстрации к басне | Книга со сказкой | Книга со сказкой |
Методическая литература | | Интернет ресурсы | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.144 | Интернет ресурсы |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Февраль |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Слепая лошадь» К.Ушинский (литературная сказка) | Тема: «Друзья здоровья» Юлия Шалева (сказка) | Тема: «Сивка - Бурка» М.Булатов» (русская народная сказка) | Тема: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (былина) |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным | Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным | Задачи: учить понимать главную мысль басни; развивать умение использовать в речи средства интонационной выразительности; воспитывать чувство радости от процесса чтения книги |
Словарная работа | Лошадь, животное, слепая, домашнее | Окраина, микроб, по-соседству, незнакомец, хмуриться, закалять, прохладная | Сивка, бурка, сеновал, гонец, перстень, лукошко, терем, клич кликать, вкопанный | Разбойник, соловей, былина |
Материал и оборудование | Портрет писателя | Портрет писателя | Иллюстрации к сказке | Иллюстрации к былине |
Методическая литература | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 138 | И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Март |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя | 5 – я неделя |
Тема: «Сынко – Филипко» обр. Карнауховой | Тема: «Сказка о комнатном растении» | Тема: «Машина каша» Н. Нищева (стихотворение) | Тема: «Ты лети к нам, скворушка» В.Орлов (заучивание) | Тема: «Если бы…» О. Бедарёв (стихотворение) |
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме | Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать заботу о комнатном растении | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к посуде | Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе | Задачи: основываясь на стих-е учить правилам дорожного движения; развивать навыки пересказа, воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. |
Словарная работа | Паромщик, старость, ветошка, зыбко, кулешок, ельник, худо, заскрежетала, пестовать | Цветок, растение, комнатное, заботиться, ухаживать | Посуда, чайная, столовая, кухонная | Скворушка, перелётная птица | Гражданин, переход, шофёр, тормоза, постовой, пост, регулировщик, правила |
Материал и оборудование | Фотографии мам, бабушек, мяч | Иллюстрации с комнатными растениями | Иллюстрации о посуде | Картинки перелётных птиц, портрет поэта | Портрет поэта, иллюстрации о правилах дорожного движения |
Методическая литература | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы | ПР №4 стр. 315 |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Апрель |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Царевна - лягушка» русская народная сказка | Тема: «Земля наш общий дом» (стихотворение) | Тема: «Апрель» Я. Аким (заучивание стихотворения) | Тема: «Малые фольклорные формы» |
Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; воспитывать любовь к животным | Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к родной земле | Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе | Задачи: повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие |
Словарная работа | Диво, царевич, квакушка, закручинился, голову повесил, затужил | Земля, планета, космос, ракета | Апрель, капель, весна | Считалка, песенка, потешка |
Материал и оборудование | Силуэты изображения животных пруда | Серии картин на тему: «Космос» | Рисунки-схемы, предметные картинки | Предметные картинки с разными праздниками |
Методическая литература | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 136 | ПР №4 стр. 346 | Интернет ресурсы | Интернет ресурсы |
Вид деятельности | Тема и задачи |
Май |
1 – я неделя | 2 – я неделя | 3 – я неделя | 4 – я неделя |
Тема: «Ночной таран» С.Алексеева | Тема: «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен | Тема: « Откуда стол пришёл» С. Я. Маршак | Тема: «Цветик - семицветик» В. Катаев |
Задачи: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки; развивать навыки пересказа; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать бережное отношение к подвигам народа | Задачи: : учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе | Задачи: учить выделять главную мысль стихотворения; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека | Задачи: учить понимать нравственный смысл сказки; определять характер поступков героини; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к своей жизни |
Словарная работа | Война, героизм, подвиг, бесстрашие, смелость | Крот, женщина, скорлупа, король Эльфов | Мебель, электроинструменты | Лети, лети лепесток; Быть по-моему вели |
Материал и оборудование | Картина: «День Победы», иллюстрации ордена победы и других орденов | Картинки к сказке; портрет писателя | Предметные картинки о мебели, портрет поэта | Предметные и сюжетные картинки по теме |
Методическая литература | «Перспективное планирование под ред. Н.Е. Вераксы» ДЛ №39 стр. 74 цель | ПР №4 стр. 295 | Интернет ресурсы | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 165 |