Педсовет – деловая игра «Развитие речевой культуры дошкольников как одна из задач ФГОС ДО»
Педсовет – деловая игра «Развитие речевой культуры дошкольников как одна из задач ФГОС ДО»
Речевое развитие как одна из областей содержания Программы дошкольного образования включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет – деловая игра «Развитие речевой культуры дошкольников как одна из задач ФГОС ДО»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 8 «Звездочка»
Педсовет – деловая игра
«Развитие речевой культуры дошкольников как одна
из задач ФГОС ДО»
Сообщение на тему:
«Основные функции речи старшего дошкольника. Формирование речевого творчества и детской
инициативной речи»
Подготовила:
Воспитатель
Комаристова О.М.
Ст. Егорлыкская
Речевое развитие как одна из областей содержания Программы дошкольного образования включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества. Реализация Программы предполагает развитие и обучение дошкольников в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Развитие речевого творчества детей - актуальная проблема современной педагогики, и от ее решения зависит успех в воспитании ребенка, как активной творческой личности. На дошкольный возраст приходится самый благоприятный период для начала развития человеческих способностей во всем их многообразии, в том числе и способности к речевому творчеству По законам творчества протекает и сам процесс освоения речи ребенком. К тому существуют доказательства, как например явление словотворчества, которое наблюдается у двух-пяти летних детей или высокий интерес к сочинительской деятельности. Однако, развитие способности сможет достичь наибольшей высоты, а ребенок стать способным и даже гениальным, если возникшие и начинающие развиваться способности своевременно подкрепляются соответствующими стимулами и необходимыми условиями. По достижению своего максимума в момент созревания, способность к речевому творчеству, если она не развивается, начинает угасать и тем быстрее, чем меньше ее функционирование. Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.
Речевое творчество невозможно без воображения, тесно связанное с развитием чувств. Чем больше ребенок слышал, видел и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большее количество элементов действительности он имеет в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях, будет деятельность его воображения. Воображение - это способность конструировать в уме из элементов жизненного опыта (представлений, впечатлений, переживаний, знаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-то новое, что выходит за пределы воспринятого ранее. Развитие детского речевого творчества в речевом развитии, невозможно без систематического обучения родному языку в непосредственной образовательной деятельности, на которых воспитатели работают по следующим направлениям: повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической). Необходимыми играми для дошкольников являются игры следующего содержания:
«Найди (придумай) слова со звуком…» (соберём слова в корзинку)
«Лови слова, если услышишь в них звук…» или Хлопушка
«Помоги найти место в слове звуку» (звуковые дорожки)
«Кто победит - гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»
«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»
«Определи последовательность звуков в слове»
«Придумай слово на звук (слог)….».
«Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!» (конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке)
«Волшебные превращения» или рифмы (упражнения на словообразование и словоизменение). Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.)
С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.)
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.)
Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка – Это девочка – …(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег.)
«Придумай предложение с заданным словом или по картинкам»
«Закончи предложение» На улице стало сухо, потому что… Ночью темно, потому что… Начался дождь, поэтому… Реки и озёра замерзают ночью, так как… Дети поливают морковь для того, чтобы… Мы пойдём гулять, если…
«Чтобы слова не потерялись» (составление схем предложений)
«Паровозик» (распространение предложений)
«А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок).
«Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке)
«Давай раскрашивать слова!» (подбор эпитетов) Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.
«Найди похожее!» (подбор синонимов)
«Упрямый ослик» (подбор антонимов)
«Если буква заблудилась…» (подбор паронимов) и т.д.
Загадывание загадок Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух) У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки. А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок)
Рассказ «Для чего руки нужны?» Е.Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука: - А для чего, Петенька, людям руки нужны? - А чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А ещё для чего? – спросил дед. - Чтобы ложку держать. - А ещё? - Чтобы кошку гладить. - А ещё? - Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?
Мощным стимулом для речевого творчества для ребенка является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку. При подборе художественной литературы необходимо ориентироваться не только на возраст, но и на психофизические возможности ребенка. Так, восприятие и усвоение произведений детьми с речевыми нарушениями ограничивается рядом особенностей: трудности понимания причинно-следственных связей, несформированность лексических средств языка, задержка в созревании семантических полей и т.д. Фактор, связывающий воедино восприятие художественного произведения и речевое творчество – развитый поэтический слух, который включает в себя осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и использовать в собственной речевой деятельности. Такую способность у детей можно сформировать упражняясь в придумывании: как непоэтический языковой материал превращается в поэтический в подборе антонимов и синонимов. Задача педагога – помочь ребенку почувствовать разнообразие значений слов, их оттенки, различение рифмы и ритма поэтической речи. Задача педагога – научить ребенка различать ритмы разных стихотворений, придумывать рифмы к заданным словам. Формирование связной речи является одним из наиболее сложных направлений работы над речевыми способностями ребенка. Поэтому, обучая детей рассказыванию, педагог может использовать материал, проработанный ранее, вспомогательные средства в виде картин, схем, предметов. Сначала ребенку можно предложить упражнения, не требующие большой самостоятельности и инициативы. Затем упражнения, требующие проявления отдельных элементов творчества и фантазии с постепенным переходом на задания, рассчитанные на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии ребенка, выходы за границы привычного. Рассказы можно записать на диктофон. В процессе обучения рассказыванию, внимание детей обращается на выделение в рассказе самого главного, затем составляется сжатый, короткий рассказ, а затем более подробный. Большое количество игровых ситуаций, в которые включаются те или иные виды работ над рассказом, позволят педагогу сделать свое занятие интересным и творческим, что положительно отразится на творческих успехах ребенка. Для развития речевого творчества у детей показали свою эффективность следующие упражнения, которые предлагается выполнять на занятиях сначала с помощью, а затем самостоятельно:
1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям.
2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам.
3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине.
4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине.
5. Составлять рассказ по памяти.
6. Составлять рассказ по символам.
7. Составлять рассказ по схемам.
8. Составлять рассказ по натуральным предметам.
9. Составлять рассказ по предметным картинкам.
10. Составлять рассказ по заданным словам.
11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода.
12. Составлять конец рассказа, начатый педагогом.
13. Составлять рассказ на заданную тему.
14. Сочинение сказок.
Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.
Используемая литература:
1.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.
2. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Журнал "Дошкольное воспитание" № 3.- 2007г
3. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2001г.
4. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников. М. ИПТ, 2001.
5. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры,
упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.