Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО «Маленькая страна»»
Педагогический проект по проектированию
развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО «Маленькая страна»
Название проекта
Маленькая страна
Заказчик проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Свердловской области г. Екатеринбурга
Детский сад №8
Разработчики проекта
Педагоги, родители, руководитель, специалисты
Нормативные основания реализации
проекта
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона.
Основные идеи проекта
Разработать и создать оригинальную современную предметно-развивающую среду в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Цели проекта
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию личности ребенка раннего возраста
Предмет: игровая деятельность ребенка младшего и старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ
Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии
Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно-развивающей среды групп ДОУ.
Сформировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями ФГОС
Срок реализации проекта
Долгосрочный (3 года)
Участники проекта:
Педагоги, родители
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта
Создание продукта, который можно предъявить социуму.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Источники финансирования (если необходимо)
Детский сад
Актуальность проекта:
В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего
развивают потенциальные способности ребенка.
К.Д. Ушинский.
Меняется мир - меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.
Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.
Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова) [15].
Мы считаем, что значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить, поэтому среда является условием саморазвития детей раннего возраста. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика - отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно - пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
- детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
В связи с введением нового ФГОС ДО особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания, той самой, окружающей действительности т.е. предметно-развивающей среды ДОУ которая направлена на саморазвитие детей раннего возраста.
Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия саморазвития детей раннего возраста и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстро меняющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.
Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Практическая значимость
Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО, а также на саморазвитие детей раннего возраста (где ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий).
Для реализации проекта определены следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;
Гипотеза: если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, а также направленности на саморазвитие детей раннего возраста.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный(май-сентябрь 2016 гг.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.
Пути реализации:
1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.
2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план - схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.
3. Изучение санитарно-технических норм и требований.
4. Составление плана и схемы проекта.
5. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».
6. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.
7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.
8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов
9. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ»
II этап - реализация проекта (2017 – 2018 гг.)
Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
Пути реализации:
Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.
Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада. Модернизация среды группы.
Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
Сотрудничество с родителями.
Планирование работы по проекту с внесением коррективов.
Анализ и контроль деятельности;
Сбор, накопление материала;
Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ», оформление рекламных буклетов.
Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.
Анкетирование педагогов и родителей.
Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Мое настроение».
Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).
Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.
Разработка и защита мини-проектов групп «Предметно-пространственная среда группы в условиях ДОУ». Изготовление фотоколлажа «Было – стало» по предметно-развивающей среде в группе.
III этап - завершающий (2018-2019 гг.)
Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям.
Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа».
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Презентация проекта.
Методическое пособие «Проектирование предметно-пространственной среды развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении как условие совершенствования педагогического процесса»
Ожидаемые результаты нашей работы:
Повышение профессионального мастерства педагогов в умении использовать исследовательскую и проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
Ожидается, что в проекте примут участие все сотрудники ДОУ. В ходе его реализации заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.
Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства МБДОУ.
Создание продукта, который можно предъявить социуму.
Возрастёт уровень профессионализма и мастерства, отработанных в ходе проектной и исследовательской деятельности, что способствует более успешному позиционированию МБДОУ.
Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной образовательной деятельности.
Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:
Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.
Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду
Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.
Недостаточное финансирование и как следствие - слабая организация ПРС.