kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО «Маленькая страна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта - разработка модели развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию личности ребенка раннего возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО «Маленькая страна»»

Педагогический проект по проектированию

развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО «Маленькая страна»



Название проекта

Маленькая страна

Заказчик проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Свердловской области г. Екатеринбурга

Детский сад №8

Разработчики проекта

Педагоги, родители, руководитель, специалисты

Нормативные основания реализации

проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Основные идеи проекта

Разработать и создать оригинальную современную предметно-развивающую среду в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Цели проекта

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию личности ребенка раннего возраста

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект: развивающая предметно-пространственная среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ

Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии

Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно-развивающей среды групп ДОУ.

Сформировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями ФГОС

Срок реализации проекта

Долгосрочный (3 года)

Участники проекта:

Педагоги, родители

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Создание продукта, который можно предъявить социуму.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Источники финансирования (если необходимо)

Детский сад







Актуальность проекта:

В развитии ребенка образование и среда

играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая среда

лучше всего

развивают потенциальные способности ребенка.

К.Д. Ушинский.



Меняется мир - меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование - это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова) [15].

Мы считаем, что значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить, поэтому среда является условием саморазвития детей раннего возраста. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика - отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно - пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

- детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

В связи с введением нового ФГОС ДО особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания, той самой, окружающей действительности т.е. предметно-развивающей среды ДОУ которая направлена на саморазвитие детей раннего возраста.

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия саморазвития детей раннего возраста и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстро меняющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.

Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.

Практическая значимость

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО, а также на саморазвитие детей раннего возраста (где ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий).

Для реализации проекта определены следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;

научно-педагогическое моделирование;

метод индивидуального и коллективного творчества;

использование плана - схемы.

Для оценки результативности реализации проекта:

анкетирование; наблюдение; тестирование; самоаудит; творческий отчет.

Гипотеза: если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, а также направленности на саморазвитие детей раннего возраста.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (май-сентябрь 2016 гг.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации:

1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план - схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4. Составление плана и схемы проекта.

5. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».

6. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.

7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов

9. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ»

II этап - реализация проекта (2017 – 2018 гг.)

Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

Пути реализации:

Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада. Модернизация среды группы.

Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

Сотрудничество с родителями.

Планирование работы по проекту с внесением коррективов.

Анализ и контроль деятельности;

Сбор, накопление материала;

Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ», оформление рекламных буклетов.

Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

Анкетирование педагогов и родителей.

Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Мое настроение».

Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).

Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

Разработка и защита мини-проектов групп «Предметно-пространственная среда группы в условиях ДОУ». Изготовление фотоколлажа «Было – стало» по предметно-развивающей среде в группе.

III этап - завершающий (2018-2019 гг.)

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям.

Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа».

Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Презентация проекта.

Методическое пособие «Проектирование предметно-пространственной среды развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении как условие совершенствования педагогического процесса»

Ожидаемые результаты нашей работы:

Повышение профессионального мастерства педагогов в умении использовать исследовательскую и проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.

Ожидается, что в проекте примут участие все сотрудники ДОУ. В ходе его реализации заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.

Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства МБДОУ.

Создание продукта, который можно предъявить социуму.

Возрастёт уровень профессионализма и мастерства, отработанных в ходе проектной и исследовательской деятельности, что способствует более успешному позиционированию МБДОУ.

Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной образовательной деятельности.

Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:

Подготовленность и компетенция педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.

Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую среду

Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.

Недостаточное финансирование и как следствие - слабая организация ПРС.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соболева Ирина Вячеславовна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства