kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические возможности игр в настольный театр для процесса развития связной речи младших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настольном театре связная речь - один из важнейших компонентов. Игры с настольным театром способствуют усвоению связной речи, в них происходит обогащение речи детей новыми словами и совершенствование структуры детских высказываний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические возможности игр в настольный театр для процесса развития связной речи младших дошкольников»

Педагогические возможности игр в настольный театр для процесса развития связной речи младших дошкольников


Игры с использованием настольного театра относятся к театрализованным играм, которые, они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы) и специально написанные инсценировки. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Известные классификации театрализованных игр, по мнению Л.В. Артемовой, не учитывают их главной сути — средств изображения, которыми пользуются участники игры. Она их разделила в зависимости именно от этих средств на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В режиссерских играх ребенок или взрослый не являются действующими лицами, они создают сцены, ведут роли игрушечных персонажей — объемных или плоскостных. Ребенок в режиссерской игре действует неподвижными или малоподвижными фигурами, игрушками, но он говорит за них, и, кроме того, говорит за автора. Дети могут играть поодиночке, озвучивая всех персонажей, могут играть в парах или в маленьких группах.

Режиссерские игры не всегда рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Т.Н. Дороновой, Э.Г. Чуриловой, И.Н. Ярославцевой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. Это в полной мере относится и к настольному театру, как одной из разновидностей режиссерской игры.

Рассмотрим виды настольных театрализованных игр.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки—фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, отмечает Л.В. Артемова, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не отвлекали детей при их манипулировании.

Настольный театр картинок. Все картинки — персонажи и декорации делаются двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, используются опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

В настольном театре, для создания представления о месте действия, используют элементы декорации: два-три дерева – это лес, зеленая ткань или бумага на столе – это лужайка, голубая лента – ручеек. К приготовлению декораций привлекают детей, приучают их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации, а главное – в процессе подготовки идет активное общение детей с педагогом и друг с другом.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. По ходу игры ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути, и рассказывает о них, озвучивает диалоги. Так же могут иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс, последовательность приготовления к празднику.

Вначале показ настольного театра осуществляет взрослый. Когда дети увидят игру взрослого с игрушками или плоскостными фигурами, они, скорее всего, тоже захотят научиться играть с ними. По мнению психологов, у детей младшего дошкольного возраста большая тяга к подражанию: им хочется делать то, что делает взрослый. После показа настольного тетра фигурки остаются в доступном для детей месте, чтобы они рассмотрели их и, попытались при их помощи разыграть знакомую сказку.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого — содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет ведет за собой игру. Литературные произведения дают детям образцы связного речевого взаимодействия. Воспроизведение литературных речевых образцов помогает детям осваивать формы связной речи.

Нередко сюжетом игры в настольный театр становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей. Для этих игр в их развитой форме свойственно комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.

В жизни ребенка режиссерская игра (в т.ч. игра в настольный театр) возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и ел ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в игре в настольный театр, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

Особенностью игры в настольный театр является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык.

Как подчеркивает М.Д. Маханева, игры в настольный театр, как любой другой вид режиссерской игры, возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем дошкольном возрасте. В силу преобладания индивидуальных форм руководство этими играми затрудняется. Важнейшее условие для их развития – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер игр в настольный театр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новых игрушек, их обыгрыванием. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с зайчиком». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать в настольном театре, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов, а главное – активизируют связную речь.

Целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Колобок может убежать от лисы?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Подбор игрового материла для игр в настольный театр – еще одно необходимое условие для их развития. Близость игрушки содержанию детского опыта, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка – все это входит в круг педагогического руководства игрой детей младшего дошкольного возраста в настольный театр. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др.

Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, декорации и др.), а по окончании игры – убирать на место.

Режиссерские игры являются эффективным средством приобщения детей к речевой деятельности, озвучивание художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Часто речь в настольном театре звучит не только как озвучивание диалогов персонажей, но и как «дикторский текст за экраном». Как правило, для таких игр используются сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, «например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.

Таким образом, в настольном театре связная речь – один из важнейших компонентов. Игры с настольным театром способствуют усвоению связной речи, в них происходит обогащение речи детей новыми словами и совершенствование структуры детских высказываний. Планомерное влияние на развитие связной речи младших дошкольников возможно при целенаправленной реализации задач из данного раздела, используя настольный театр и при условии систематического развития самих игр данного вида.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Конарева Людмила Руслановна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352103


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства